Статья, написанная на фоне недавних событий в Индии, а именно — опять всплывшей проблемы массовых изнасилований и угнетенного положения женщин вообще, вызвавших бурную реакцию общества и многосоттысячные демонстрации, обращается к возможному провоцированию изнасилований доступностью и широкой распространенностью порнографии в Индии.
Доступ к порнографии в Индии, после того как цены на смартфоны упали ниже 100$ штуку, оказался широко распространен среди местной интернет аудитории. Однако, по сравнению с населением страны, она чрезвычайна мала — 150 млн.человек (меньше 15% от населения страны). С одной стороны, это говорит о социально-классовом положении самой аудитории, с другой — ситуация оказывается несколько запутаннее чем это кажется на первый взгляд.
Начать пожалуй стоит с того, что по подсчетам Manwin Holding, базирующейся в Люксембурге компании, по совместительству владельце двух крупнейших порно-хабов со свободным контентом, в целом, за день, из Индии к ним заходят более 2 млн. посетителей. Что также стимулируется наличием и постоянным увеличением соответствующего, национально-ориентированного контента (спрос рождает предложение, а порно-бизнесс — сфера в которой крутятся миллиарды долларов, соответственно, равно как и капиталистическое развитие других сфер человеческой деятельности, она постоянно ищёт расширения для увеличения накопления капитала; таким образом, приток новых пользователей, из ранее недоступных для деятельности рынков — манна небесная для дельцов, а за клиентов, как правило, принято бороться) . Долю в увеличение оборота порно-продукции добавили интернет-салоны, где любой желающий может переписать себе на флешку «нужный» контент.
Ясное дело, что средства информации забили тревогу, а уж количество деятелей пытающихся спасти индийскую молодежь, от «несоответствующей деятельности» растет день ото дня. Однако, сама по себе проблема не решается только лишь запретом и блокированием порно-сайтов, тем более, что в деле борьбы за чистоту и нравственность уже начали раздаваться возгласы о необходимости «регулирования интернет деятельности вообще» и надо отметить, что они находят свою аудиторию.
Масла в огонь добавило сообщение корпорации Google, высчитавшей, что ежемесячно, в среднем, из Индии приходят более 4-х миллионов запросов вида — «жестокое изнасилование», «изнасилование женщины», «групповое изнасилование» и иже с ними. Волонтеры, работающие в студенческой среде, прямо говорят, что отсмотром порно, где показано изнасилование, студенты заняты пару часов в неделю. Для страны, в которой ещё в 90-е годы поцелуй на экране приравнивался к софт-порно, а а женщина в облегающем мокром сари — так вообще тянула на вопиющий разврат, такого рода информация шокирует.
Социологи же говорят, что, начиная с 1995 года, количество изнасилований увеличилось вдвое, что как бы коррелирует с приходом интернета в Индию. Другие же настаивают, на обратной зависимости — доступ к порно «сбивает агрессию» и никакой связи между изнасилованиями и доступом к порно-сайтам нет.
Более правдоподобны заявления тех, кто занимается исследованием проблем положения женщин в Индии и говорят о том, что общество стало более нетерпимым к изнасилованию женщин и их унижением. В свою очередь увеличение изнасилований говорит скорее о том, что они начали лучше фиксироваться и то, что если раньше женщина, а это чрезвычайно характерно для индийской деревни, была готова это происшествие скрывать, то теперь говорит об этом чаще. Это прямо соотносится с одной стороны с размыванием жесткой кастовой иерархией внутри деревень и смыканием классового положения безземельных крестьян, батраков и близких к ним из далитов и шудрянских каст, а с другой — резкое выделение богатой верхушки, из разных каст, и её обособление (для Индии, где 70% населения живет на селе — эти процессы крайне важны). Иными словами — развитие капитализма в Индии, что в городе, что в деревне, с одной стороны размыло докапиталистические и дофеодальные порядки и в деревне и в городе, в частности выдернув громадные массы женщин на заработки, включая и те, где их положение близко к рабскому (см. система сумангали), с другой — постепенно приводит к осознанию общности классовых интересов представителей разной кастовой, половой и этнической принадлежности (последнее крайне важно, так как часть племен стояла даже вне далитских каст(!!!) ). Одним из последствий развития капитализма и оказались массовые демонстрации в Индийской столице и многих городах-мегаполисах страны, каковые можно было наблюдать в начале этого года.