Остров также активно, как и Япония, использует ядерную энергетику и в какой-то степени есть определенная доля схожести в развитии ядерной энергетики в обоих странах. При этом, надо отметить, что концентрация АЭС на тысячу квадратных километров на Тайване выше, чем в Японии. Безусловно, после аварии на Фукусиме, а также после всего комплекса действий, что были произведены властями и ответная реакция японского общества, — всё это не могло не отозваться и на Тайване.
Высокий риск землетрясения на острове и опасения, что местные АЭС разделят участь станции Фукусима-1, накладывается на предупреждения ряда японских экспертов, что тайваньские станции имеют схожие геологические проблемы, что и японские. Кроме того, сам остров лежит рядом с действующими подводными вулканами, что заставляет население ещё более пристально вглядываться в своего «успешного соседа» и примеривать его пример на себя. Естественно, что уверенности «в завтрашнем дне», на фоне таких предсказаний, не дождаться.
Попытка же властей острова запустить четвертую станцию не могло не вызвать массовые демонстрации протеста. Масла в огонь добавили разумные опасения, что как и в Японии, местные власти не в полной мере будут соблюдать требования по безопасности, и в первую очередь будут защищать позицию энерго-операторов, а не граждан страны. Кроме всего прочего — то что поставщиками оборудования могут быть японские компании, уж точно не добавило правительству очков форы в деле продвижения атомной энергетики на острове (при этом понятно, что реакторы будут явно новее и другого поколения, чем на Фукусиме).
При том, что уже в феврале опросы показали, что против строительства новой станции меньшинство населения и правительство может совершенно спокойно «обнулить референдум» — референдум решено форсировать, дабы не дать оппонентам ни единого шанса. Для «обнуления» референдума нужно добиться того, чтобы в нем не участвовало 30% и более процентов выборщиков, так как в этом случае референдум будет признан несостоявшимся (для состоявшегося референдума необходимо 75% участвующих в нём). Понятное дело, что оппозиция пытается изменить закон, а правящая партия — сохранить его. Закон о референдуме был принят в 2003 году и его действия оказались именно такими, как и «планировали» те, кто его принимал — ни один из проводившихся референдумов (требует 50% или выше выборщиков для его проведения), а их за 10 лет было 6 — не состоялся (характерно, что все они были посвящены проблемам политической коррупции, установлению более тесных отношений с КНР и более тесных связей Тайваня с ООН — что в этом не менее интересно, так это позиция США по ряду референдумов).
Показательное отношение правительства, контроль и монополия над СМИ, крупные финансовые монополии, играющие ведущую роль на острове, правительство, действующее в их интересах — всё это не могло не привести к тому, что малейший импульс, каковой и оказалась проблема ядерной энергетики, привел к массовым демонстрациям (более 200 тыс.человек). Ведь, в конечном счете, ситуация оказывается похожей на ситуацию в Японии, что с точки зрения населения, что с точки зрения властей и их действий.