«Я горд тем, что я на стороне ALEC» заявил сенатор Тед Круз на встрече в Вашингтоне American Legislative Exchange Council (сокращенно — ALEC). Своё преисполненное гордости эго от принадлежности к сему клубу избранных сенатор, до этого засветившийся как один из самых последовательных сторонников урезания всяческих социальных нужд, сыгравший немаловажную роль в недавнем закрытии правительства, предпослал тем 200-м протестантов, что маршровали за окнами, размахивая плакатами, на которых были написаны: «законники корпораций», «мы не желаем вас здесь видеть!»
Сама группа полностью оправдывает такое к себе отношение, поскольку представляет интересы крупных корпораций среди юристов штата, государства и законодателей вообще. Что они лоббируют? Всякую мелочь: voter ID restrictions — т.е. всевозможные ограничения по избирательному праву, либо такие его «улучшения», что практически выключает из выборного процесса рабочих и наиболее низкооплачиваемые слои трудящихся; противников глобального потепления — ну да в этом они не одни, да и положение обязывает; ограничения рабочих прав и их периодическое урезание; законы улучшающие положение корпораций в штатах (снижение налогов, налоговые вычеты и прочее).
Но не смотря на такие поразительные свершения на корпоративном уровне — после дела Трейвона Мартина, когда именно принятые, благодаря деятельности ALEC, законы позволили избежать наказания г-ну Циммерману — корпорации начали своё бегство, значительно сократив бюджет организации.
«Выход» был найден довольно скоро: группа объявила о том, что она стала «более прозрачной». Надо сказать, что те из законодателей, кто входит в совет организации, особенно заботится о её «прозрачности» — так, они должны сообщать обо всех запросах по-поводу документов соответствующему органу. Особенную заботу ALEC проявляет в деле «локального управления» (т.е. — на муниципальном уровне), для чего они продвигают законы резко ограничивающие возможности муниципалитетов и местных советов оказывать какое-либо влияние на принимаемые законодателями штата решения, либо же — вносить свои. Жители, таким образом, становятся заложниками «тесной смычки» лоббистов, законодателей и крупного бизнеса.
Например: не остались без внимания EPA (Агентство Охраны Окружающей среды) и природоохранные мероприятия, предпринимаемые на разных уровнях нынешним правительством. Дошло до натурального наезда на права собственников частных владений иметь, к примеру, крышу с установленными панелями из солнечных батарей. При этом ALEC занимается не только тем, что пытается провести закон ограничивающий такого рода действия на уровне муниципалитетов, но и штата, и даже всего государства. Уровень охвата — вся деятельность государства на «климатическом фронте».
В 2014-м году группа собирается препятствовать расширению применения солнечных батарей и ветро-генераторов, равно как и попыткам ограничить выброс парниковых газов в атмосферу. Под ударом, как это ни странно, оказалась и концепция Smart Grid, так как планируется исключить из подключения к сети собственников мелких генерирующих мощностей, прекратить им возврат средств за выданную в сеть электроэнергию. Тонкость однако в том, что спонсоры ALEC хотят обязать платить мелких собственников за используемую инфраструктуру по доставке выработанной электроэнергии до потребителя.
Аризона — первый штат, который берет с клиента 5 долларов в месяц за использование солнечных панелей, и что не идёт ни в какое сравнение со 100 долларами частных компаний, чьи интересы отстаиваются группой. Поэтому штат оказался в числе тех, кто на себе испытал воздействие группы и других озабоченных лоббистов.
Чтобы оценить усилия ALEC на этом поприще надо указать на то, что за последний год были спонсированы и оказано содействие в продвижении 77, касающихся энергетики, законов в 34-х штатах. В подавляющем большинстве — это было направлено на блокирование усилий по внедрению «зеленых», энергосберегающих технологий, усилий, во многом предпринимаемых местными правительствами штатов и муниципалитетов, в частности и в борьбе с глобальным потеплением.
Напор со стороны группы только усилился за последнюю пару лет, после введения в действие RPS (Renewable Portfolio Standart) в 30-ти штатах, что заставляет крупные энергокомпании увеличивать ту часть электрогенерации, что использует «зеленые» / «возобновляемые» источники.
Усилия не прошли даром и в 15-ти штатах, в 2013-м году, реформы электроэнергетики были отменены, либо заморожены. Но, не смотря на это, надежды на отмену актов были признаны преждевременными и чрезмерными.
Как заявил G.Elsner, руководитель Energy and Policy Institute :
«…то что мы видим сейчас — это стратегия, которая выглядит как про-зеленая, но которая на самом деле ослабляет про-зеленые законодательные инициативы, отступая к наименьшему общему знаменателю»
Что отражает попытки группы перенести акцент с вложений в развитие систем возобновляемой генерации к импорту мощностей из тех штатов, где она уже развита. Всё это приведёт с одной стороны к более жесткой специализации, а с другой — к фактической ликвидации самой возможности развития электроэнергетики в этом направлении, поскольку будет отсутствовать тот самый эффект масштаба и необходимый уровень вложений в отрасль.
Не менее серьёзны — действия против EPA: лишить возможностей закрытия нефтеразработок, либо же мест добычи сланцевого газа (в случае обнаружения каких-либо нарушений природоохранного законодательства). Кроме того — дело идёт к перераспределению полномочий между федеральным правительством агентством и муниципалитетами, с переходом ряда полномочий на местный уровень, где возможностей продавить нужное решение у крупных собственников будет не сравнимо выше и больше. Что и говорить, если крупные и крупнейшие собственники ратуют за «большую демократию», то только в случае, когда есть необходимость в возможности свободно ограбить «ближнего» и положить в карман очередные «жалкие 2%».
Не забыли деятели из ALEC и возможности EPA «устанавливать», причем в ряде случаев и принудительно, соответствие воздуха и воды необходимым нормам содержания вредных веществ и «чистоте». Это также планируется «изъять» из возможностей агентства. Обоснование этому — расширение «демократических прав и возможностей штатов», перенос с федерального на региональный уровень законодательной инициативы, чтобы в дальнейшем сыграть на разнице экологических законов в разных местностях / штатах. Обуславливая этим и конкуренцию за необходимого инвестора, с соответствующим результатом для жителей штата, работников производств, фермеров и окружающей среды.
Особенно пришлось не по нраву спонсорам ALEC попытки привлечь EPA к контролю за выбросами загрязняющих веществ с существующих, строящихся и даже проектируемых производств. Более того, в связи с имеющимися полномочиями, — с возможностью штрафа и даже закрытию(!!!) — т.е. временной приостановке деятельности производств. А, поскольку, промышленность — это 40% выбросов CO2 — собственники пытаются «затянуть гайки», буквально на каждом шаге, при каждой попытке регулировать саму эту область деятельности.
В этом деле нет ничего невозможного — ALEC вспомнил где и в какую эпоху они живут и к своей юридической деятельности прибавил заявление в духе того, что:
«регулирование деятельности промышленных и энергетических компаний со стороны EPA могут нанести вред экономике страны во время её восстановления после кризиса».
Чтоже касается утверждения ALEC-вских спонсоров, что новые стандарты по выбросам и загрязнению, принесут 80% повышение цены, то ответ со стороны EPA, EPI и ряда других учреждений был краток: нет, такого повышения просто не будет, что говорит о том, что сказки про резкий бросок цен — это уровень надежд и притязаний спонсоров ALEC.
Как говорится — наши интересы, ничтожного меньшинства, наживающегося на ваших проблемах, — это интересы всей нации, а интересы большинства — это нечто несущественное.