Авторы: Кришна Покхарель, Трипти Лахири
Местонахождение: Далан Чопра (Dalan Chapra), Уттар Прадеш (Uttar Pradesh), Индия
Отношение к изнасилованиям в индийской глубинке меняется слишком медленно, создавая проблемы женщинам из низших каст.
Лаласа Деви (Lalasa Devi) рассказала, что перед тем, как насильник схватил ее за горло, он прорычал «Чамар» — одно из названий в т.н. группе каст «неприкасаемых», к которой принадлежала пострадавшая. «Что ты сможешь мне сделать?» Затем он уронил ее на землю и изнасиловал.
Госпожа Деви (35 лет), мать четверых детей, заявила, что представители власти плохо обошлись с ней, когда она подала иск против своего «мнимого» обидчика, принадлежащего к высшей касте жителей этой небольшой деревушки на севере Индии. Через 9 месяцев после предполагаемого изнасилования обвиняемый освобожден под залог и до сих пор не ясно, когда состоится суд.
«Я сгораю от стыда», сказала она в недавнем интервью, закрывая лицо подолом сари. «Все, что у меня было – это честь… когда ты теряешь её, то уже ничего не остаётся». Она разрешила изданию The Wall Street Journal назвать ее настоящее имя.
Женщины по всей Индии сталкиваются с запугиваниями и помехами, когда начинают отстаивать свои права после изнасилования. Нелояльная законодательная система и страх общественного осуждения вынуждают многих жертв насилия умалчивать о преступлениях, не делать заявления в полицию, говорят юристы по защите прав женщин.
Сельские жительницы, принадлежащие к низшим кастам, как и г-жа Деви, также вынуждены преодолевать глубоко укоренившуюся и повсеместную дискриминацию по отношению к далитам (неприкасаемым, отверженным людям). «Это типичный образ мышления высших каст», поясняет Дипика, активистка по борьбе за права далитов в Нью-Дели, которая согласилась назвать изданию только свое имя. «Для сверхлюдей насилие над неприкасаемой женщиной не является грехом».
Суд западного штата Раджастхан в 1995 году оправдал пятерых мужчин, обвиненных в групповом изнасиловании по причине того, что якобы «мужчина из высшей касты не может изнасиловать женщину-далита». Власти штата направили дело в суд высшей инстанции пересмотреть данное дело – запрос всё ещё ожидает решения суда…
Отношение к кастам далитов улучшилось с 1990-х годов, вызвав мучительный общенациональный диалог о сексуальном насилии, продолжающийся и поныне. Групповое изнасилование студентки в автобусе в Нью-Дели более года назад стало прецедентом для ужесточения наказаний за сексуальные преступления, а также поводом для усовершенствования судебной системы.
В крупных городах все больше жертв насильников подают заявления в полицию. Однако в сельской глубинке, где проживает большинство индийских женщин, изменения происходят гораздо медленнее.
Кайлаш Натх Синкх, офицер полиции, ныне ответственный за ведение дела госпожи Деви, уверяет, что все в участке делают все от них зависящее. Полиция арестовала жителя деревни, принадлежащего к более высокой касте, и предъявила ему обвинение в изнасиловании женщины. «Мы пытаемся добиться справедливости в отношении к жертве и передали её дело в суд», сказал г-н Синкх.
Обвиняемый, торговец крупным рогатым скотом по имени Сантош Синкх, отрицает, что совершал какие-либо противоправные действия по отношению к потерпевшей и что не имеет никакого отношения к предполагаемому изнасилованию.
В родной деревне госпожи Деви — Далан Чопра – проживает около 1250 человек, почти все они принадлежат к касте чамар (кузнецов), чьи предки были кожевенными ремесленниками. Обвиняемый в изнасиловании принадлежит к касте раджпут (земледельцев).
Гравийная дорога вдоль деревни делит территорию между кастами. Большая часть строений – дома раджпут, возведенные из бетона. Дома неприкасаемых покрыты соломой. Межкастовые браки запрещены.
Деревенские жители говорят, что далитам нельзя посещать дома соседей из вышестоящих каст. На общественных мероприятиях касты сидят раздельно и пользуются разными наборами столовой посуды.
«На уровне Конституции все индусы имеют равные права», говорит Бипин Чанд, учитель в начальной школе далитов и местный житель. «Однако в социальном смысле в Индии нет никакого равенства».
Группа односельчан собралась под большим фиговым деревом, распевая индуистские гимны и празднуя наступление весеннего фестиваля Холи. Певцы аккомпанировали себе на барабанах и звенящих кимвалах.
Госпожа Деви рассказала, что один из мужчин подошел к ней. Она посветила на него фонариком и попросила его уйти. Вместо этого он зажал ее рот рукой, начал душить, повалил на землю и изнасиловал. Женщина потеряла сознание.
Когда потерпевшая не вернулась домой, её свояк и свекровь отправились на поиски, нашли без сознания и принесли домой. Они сказали, что у неё на шее не было живого места без синяков.
Когда муж увидел жену, то заплакал. Рамеш Прасад, 38-летний строитель, сразу же вызвал полицию.
Когда никто не явился, рассказал он, Рамеш Прасад, его жена и группа сельских жителей пошла в полицейский участок. Дежурный попросил их составить письменное заявление согласно уголовно-процессуальному регламенту.
Госпожа Деви не умеет ни читать, ни писать. Её супруг говорит, что грамотен, однако в тот миг был настолько потрясен случившимся, что ему потребовалась помощь школьного учителя Чанда и сельского старосты Раджеша Кумара Ядава.
Потерпевшая не произнесла ни слова из-за боли в горле, поэтому не смогла помочь с описанием деталей инцидента. Она не смогла сказать, что была изнасилована, однако учитель догадался, что именно произошло. В Индии изнасилование зачастую считается позором для жертвы. Учитель сказал, что если бы написал об изнасиловании, то пострадала репутация всей семьи. Тогда дочерям госпожи Деви сложно будет выйти замуж.
Таким образом, в заявлении было написано, что Синкх напал на Деви.
Подозреваемому 33 года. В своем последнем интервью он сообщил, что был оклеветан. Мол, в тот злосчастный вечер он покупал баранину для семьи, а также помогал другу вернуть мотоцикл с полицейской штраф-стоянки.
Когда супруги вернулись домой, жена сообщила ему шепотом, что была изнасилована. Госпожа Деви и её муж решили разыскать коменданта полиции соседнего района, поскольку местная полиция все же не возбудила уголовное дело. В комендатуре они встретились со старшим офицером Кешав Чанд Госвами и составили новое заявление и обвинили мистера Сингха в содеянном.
Местный репортер записал на пленку следующий диалог:
Офицер полиции: Сколько у нее детей?
Муж: Четверо.
Офицер: Сколько лет старшему ребенку?
Муж: Около 15.
Офицер: Кому придет в голову насиловать такую пожилую женщину?
Он добавил, что тщательно рассмотрит дело и ушел восвояси.
Тележурналист Ума Шанкер Бхатт, снявший этот разговор, садясь за руль мотоцикла сказал себе: «Это будет сенсационный репортаж».
В родной деревне госпожи Деви следователь Рам Мурат Ядав встретился со свекровью потерпевшей Самдей Деви (55 лет) и сообщил старухе, что изнасилованная и подозреваемый, скорее всего, и раньше состояли в тайной интимной связи.
В сельской Индии, по свидетельству активистов за соблюдение прав женщин, часто дела об изнасиловании вовсе не доходят до суда: подкупы, взятки и старания уладить скандалы полюбовно предпочтительнее для всех, потому что и преступник, и жертва в равной степени желают защитить свою репутацию и избежать огласки.
Муж г-жи Деви сказал, что полицейский требовал отозвать заявление в обмен на 200 тыс. рупий (3200 долл.), однако тот отказался.
Следователь и Синкх отрицают, что пытались подкупить мужа пострадавшей, равно как и то, что полицейский не намекал на внебрачную связь между насильником и жертвой.
Спустя 24 часа Прасад вновь пошел в деревенскую полицию с намерением написать еще одно заявление. Офицер зарегистрировал жалобу на сексуальное домогательство (не изнасилование).
Более того, в полиции утверждают, что не получали никакого заявления о подобном деянии от Прасада. Сосед, сопровождавший мужчину оба раза, подтвердил, что в полиции была даже копия первого заявления.
На вторые сутки видео материал с разговором между Прасадом и офицером Госвами, руководителем окружной полиции, попал на телеэкраны всей страны и привлек внимание общественности к делу. Официальный представитель МВД извинился перед госпожой Деви от имени всего силового ведомства.
Госвами, который был отстранен от работы в результате своей реплики, заявил, что его слова «исказили и вырвали из контекста».
Комментарии были представлены как доказательство бездействия местных правоохранительных органов, которые палец о палец не ударили, чтобы защитить права женщины. В результате уже через день парламент утвердил ужесточение наказаний за преступления на сексуальной почве, особенно для насильников.
Новый следователь Кайлаш Нат Синкх (однофамилец ответчика), был назначен продолжить расследование. Он выдвинул обвинение против г-на Синкха в изнасиловании, а также в дискриминации женщины по социальному положению на основании законодательного акта 1989 года «О предотвращении жестокости».
Через три дня после трагедии г-жу Деви направили в окружной госпиталь на медицинский осмотр. Доктора не смогли прийти к единому заключению о явных признаках изнасилования.
Кроме того, дочь постирала сари, которое было на матери в ночь трагедии, таким образом обвинение лишилось улик, которые могли бы стать доказательной базой на суде. Одежду не стали исследовать еще и потому, что вначале было принято заявление о домогательстве, но не об изнасиловании.
В день, когда Деви проходила медосмотр, подозреваемый Синкх был арестован. Если обвинению удалось доказать его виновность в изнасиловании и жестокости, мотивированной кастовой неприязнью, обвиняемый получил бы пожизненный срок.
Спустя полгода апелляционный суд выпустил Синкха под залог на поруки его адвоката, заявившего, что потерпевшая вступила в половую связь с обвиняемым по взаимному согласию и что весь этот скандал истица подняла ради вымогательства взятки, «преследуя и клевеща на клиента».
Адвокат защиты также утверждает, что недостаточность улик и расхождение в текстах искового заявления в первом и втором случаях свидетельствует о невиновности подозреваемого. Тот факт, что Деви ушла из дома ночью, говорит «сам за себя». Таким образом, поясняет адвокат, между ними не могло быть сексуального контакта, однако эта бравада лишь следствие слабой доказательной базы обвинения.
И пока обе стороны ожидают начала судебных слушаний, семья жертвы пытается наладить прежнюю жизнь.
Ежедневно полицейские протоколы фиксируют случаи изнасилования, о которых сообщают в СМИ. Госпожа Деви, слушая эти дурные известия, снова и снова прокручивает в памяти случившееся той злосчастной ночью.
Она задает себе один и тот же вопрос: «Почему это произошло со мной?» Ей очень стыдно перед людьми. Соседи смеются и отпускают гадкие шуточки в ее адрес. Детям в школе также нет покоя.
Старшая дочь Бина просила отца построить туалет прямо в доме, потому что боится выходить на улицу. Прасад намерен возвести латрину в самое ближайшее время.
Говоря о нападении, которое муж называет «немыслимым и позорным», он каждый раз плачет. Старается утешить жену, насколько это в его силах. Ночью, когда они лежат рядом в кровати, Деви рассказывает Прасаду, что чувствует себя «оскверненной» и часто непроизвольно начинает рыдать.
«Почему ты плачешь?», спрашивает ее муж. «Тебе нечего стыдиться, мы ничего плохого не сделали».
Статистика
Изнасилования учтенные, дела об изнасилованиях дожидающихся суда, рассмотренные судом дела (синий) и осужденные (красный)
В Индии огромное количество нераскрытых дел об изнасиловании. Правозащитники утверждают, что недружественная судебная система вынуждает большинство женщин не предпринимать попытки найти законную справедливость.
Источник: The Wall Street Journal