Затяжной конфликт в Сирии привел к утрате её правительством контроля над своими нефтегазоносными провинциями. Контроль над ними захватили ряд джихадистских группировок, что довольно сильно повлияло на расстановку сил в идущей гражданской войне.
В то время как, поддерживаемые «друзьями Сирии» в лице США и ведущих стран ЕС, мятежники постоянно ходят с протянутой рукой, уповая на «дотации» с их стороны, ISIS (Исламское государство Ирака и Сирии) и NF (Фронт Нусра) оказываются в более привилегированном положении. Они не только получают щедрую финансовую, оружием и людьми, помощь со сторону своих спонсоров из числа монархий Залива, но и совместно с местными племенными группировками контролируют основные нефтеносные провинции страны.
Не смотря на то, что уровень добычи нефти в Сирии постоянно падал с 400 тыс. баррелей в сутки в 2011 году, до 80 тыс. в 2013, добываемого количества оказалось вполне достаточно, чтобы вышеупомянутые группировки, особенно ISIS, чувствовали себя существенно более независимыми от своих спонсоров и могущими проводить независимую политику, не оглядываясь на них.
Одновременно с этим, как заявляет ряд про-западно настроенных мятежников, исламистские группировки активно продают добываемую, а по большей части так и вообще – разграбляемую, нефть правительству страны. Взамен этого они получают определенные гарантии в том, что по ним не будут нанесены со стороны правительства авиаудары, и используют их для активной борьбы друг с другом и прозападными группировками.
Кроме того, известно, что населенные и контролируемые курдами территории, также богаты нефтью. Курдские повстанцы, уже на своей территории, тоже занимаются добычей нефти и не стесняются её продавать и правительству, и заниматься контрабандой нефти в Турцию и Ирак. В обоих случаях, вырученные от продажи средства идут на закупку оружия и амуниции.
Правительство Сирии, утратив доступ к нефтяным месторождениям, активно пытается это возместить поставками нефтепродуктов из Ирана, Ирака, России и, через «Хезболлу», Ливана. В дополнении к этому, оно заключило договор с Союзнефтегазом на разведку и добычу нефти и газа в своих территориальных водах. Площадь территории, подпадающей под контракт — 2190 кв.км., а примерная стоимость составила 90 млн.$. Учитывая то, что Сирия являлась одно время одним из основных поставщиков нефти на рынок ЕС и её разведанные запасы, контроль над ней – тот лакомый кусок, за который стоит побороться. Ведь в конце концов на кону стоят 2,5 млрд. баррелей нефти и 50 млрд.тон сланцевой нефти. Это не считая, возможно, богатых месторождений газа в её прибрежных территориальных водах.
В конечном счете, дело оборачивается не только тем, что российские гос.компании замещают собой американские и европейские нефтяные ТНК: в условиях разрушенного комплекса нефтяной промышленности – потенции не есть прибыль, а правительство выбито с этих территорий, да и инфраструктура разрушена, – дело в контроле над продажей Сирийской нефти, которую Россия прибрала к рукам полностью. По заявлению директора Национальной службы разведки США, сделанного им во время слушаний в Сенате в марте 2013 года:
«Российская поддержка Сирийского режима заключается и в продаже Сирийской нефти на мировых рынках».
Учитывая, что ещё не скоро правительственные войска отобьют провинцию Рака и Дейр аль-Зур, в тот день, когда Россия с Ираном, исходя из своих интересов, решат сдать с потрохами фактически несамостоятельное государство-клиент – оно, вероятнее всего, падет очень быстро. И, тут надо подчеркнуть особо, на этом ничего не закончится: проблема контроля Сирийской нефти, нефти, месторождения которой сейчас находятся в руках исламистов, никуда не исчезнет.
Источники:
- Syria Rebels Turn Against Most Radical Group Tied to Al Qaeda
- Rebels in Syria Claim Control of Resources
- Moscow Enters The Eastern Mediterranean Gas Fields: What’s Really Behind Russia’s Energy Deal With Syria?
- Al Qaeda Affiliated Rebels In Control Of Syrian Oil & Gas: Little-Known Facts on Syria’s Energy Resources
- Al-Qaeda’s Oil: Captured Syrian Reserves Bankrolling Civil War