Сомнительные источники и сведения: ГВ в США и рабы

Гражданская Война в США уже стала источником постоянных сентенций на тему того, что "злобный Север, заборол добрый Юг". Понятное дело, на Руси издавна сочувствуют слабым и обиженным...

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

negrosoldieer

 

Гражданская Война в США уже стала источником постоянных сентенций на тему того, что «злобный Север, заборол добрый Юг». Понятное дело, на Руси издавна сочувствуют слабым и обиженным, но когда это мораль закладывалась, сочувствовали в основном рабам, а не рабовладельцам. Так что в нашем случае, «назло мамке отморожу уши» и прямая солидарность с угнетателями. Масло в огонь решила подлить ещё и РП, сообщив о национальном составе армий противоборствующих сторон.

Можно было бы и не обратить внимание, тем более, что насчет немцев и этнического состава вообще, в целом, написано всё верно и сходу можно опровергать только единицы процентов, но вот в источнике рассуждений, сентенции насчет негров-рабов и, частично, индейцев грешат натянутостью, умолчаниями и просто недостоверными сведениями.

Цитируемые в ссылках к статье источники [8,11, 14, 26]  — это в массе своей благие пожелания и рассуждения южных политиков эпохи падения Конфедерации в конце 1864-1865 годах, архивные записи прошлой поры и просто отдельные, вычлененные из истории факты, интересные сами по себе, но ничего не говорящие о том, чем был пора, в которой они произошли.

Что до индейцев, то как-то странно не упомянуть о том, что среди чероки были рабовладельцы, а на территории индейских резерваций бушевали, также, самые натуральные гражданские  войны между индейцами-аболиционистами и их же сородичами-рабовладельцами. Т.е. классовый конфликт просто вытеснил на периферию вопрос национальный и «окультуренные» индейцы поделились между разными сторонами конфликта. Что до индейцев диких прерий, то их преследовали и, меньше, пытались перетянуть на свою сторону обе стороны конфликта, но особую прыть проявляли конфедераты в силу недостаточности военных сил. Но вернёмся к рабам.

Цифра в 680 тыс. взята из выступления Исайи Бенджамина, вице-президента КША. Она ровным счетом ничего не значит, поскольку это было не что иное, как демагогия. Она основывалась частично на том, что боевые действия на Юге разоряют плантации и негров, которым просто нечем кормиться. Не зря же, когда в феврале 1865 года было объявлено, что рабам даруют свободу, если они выступят да стороне КША, генерал Ли не смог собрать какого-либо значимого кол-ва добровольцев.

Цифра в 300 тыс. также не понятна. Известна Луизианская черная милиция, которую хотели отправить на фронт, и которая была составлена из свободных негров, тех же каджунов, но так и не отправили по ряду, вполне понятных, соображений. Известны master co-killers, о которых писали постоянно американские историки: это охотники и компаньоны по охоте, а также вооруженная охрана, из рабов и личных рабов владельцев плантации, которые по аналогии со средневековыми «копьями» рыцаря, составляли личные вооруженные отряды крупных плантаторов. Они сопровождали их во время ГВ, служили в разведке, охраняли тылы, наблюдали за работой строительных и саперных подразделений, в которых и состояло большинство рабов у южан-военных.

Именно эти подразделения сооружали траншеи и окопы для генерала Ли в ряде сражений, они стояли у первых позиционных побед южан, например в первой битве при Булл-Ране. Именно там, южные рабы соорудили основную массу инженерных сооружений, траншей, окапывали орудийные расчеты, занимались транспортом — доставками и погрузкой грузов.

Весьма вероятно, что за все годы войны через Конфедеративную армию прошло, суммарно, около 200-300 тыс. негров-рабов. Другое дело, что считать будто бы это и было только лишь той самой «черной легендой Юга» и, что, эти факты якобы свидетельствуют о безоговорочной поддержке южных рабов рабовладения — в корне неверно.

В замечательной работе американского историка, с применением новых архивных записей, в отличие от, как раз и исследуются эти моменты: служба негров в армии южан, вооруженные отряды, равно как и вклад южан в дело Севера в гражданской войне. Солдат южан в армии было около 400 тысяч, гораздо больше, чем указано в цитируемом РП исследовании. Кроме того, в другой работе, исследуется, к примеру, один из эпизодов партизанской войны на Юге, в Техасе, где Южное правительство не контролировало целые графства. Что уж тут говорить о Флориде, где в 1863 году, партизанские армии, составленные из рабов, свободных негров и белых, чуть не взяли столицу штата. И это всё происходило на фоне маршей голодных женщин-работниц, жён и матерей солдат на Ричмонд с требованиями хлеба и окончания войны, которая довела даже белое свободное население Юга до ручки.

Гражданская Война в США была революционной войной, она, как и всякая революция, решала определенные задачи: в данном случае устранение архаичного уклада, тормозившего развитие капиталистических отношений в стране, и привитого к более совершённому и прогрессивному укладу. Как и любая революция она произвела форменный переворот: политический, подорвав многолетнее доминирование южной олигархии в политике Штатов, основывавшийся на уничтожении рабства, и победе промышленной и финансовой буржуазии Севера над торговой и рабовладельческой буржуазией и олигархией Юга и Севера. И как и любая революция, она, на стороне глубокой реакции, которым был Юг, спровоцировала серьёзный военный конфликт, форменную гражданскую войну в Гражданской Войне в США. Последняя, в которой решались зачастую задачи далеко выходящие за пределы решаемые буржуазной революцией и двигаемые демократическими элементами Юга и в дальнейшем Севера («Реконструкция Юга»), потерпела поражение и надолго оказалась в тени основного конфликта благодаря его буржуазным историографам.

К чести американцев — они за последние 20 лет сильно продвинулись в изучении классовых, социальных конфликтов, лежащих в основе ГВ и сопровождающих её  на всём пути. К их чести, но не к нашей: у нас, благодаря реакционным эпигонам и мракобесам, восторжествовал про-рабовладельческий, анти-прогрессивный взгляд на историю войны. Последнее, конечно, говорит о том как «развита» и кем окормляется общество, какие идеи гуляют в надстройке и среди интеллигенции, насколько низко пали её представители, оправдывающие рабовладельцев и сомневающиеся в прогрессивности этой войны.

Тем более, что от этого попахивает откровенным расизмом: негры — рабы, так любили своих хозяев, что только и готовы были умирать за них. Не только негры, но и любой, кто угнетен и эксплуатируем — внутренний раб, готовый угождать хозяину, и угождающий ему. Революции не нужны — рабы не совершают их, их совершают сверху хозяева. Вот то мнение, что неявно стоит на поверку, за всем этим.

Об авторе Kaliban