14 июня 2014, в конце длившегося несколько дней визита в Королевство Норвегия, президент ФРГ Гаук (себя он называет «левым, либеральным консерватором») в интервью «Deutschlandfunk» объявил, что он-де «ощущает — наша страна должна отставить сдержанность, превалировавшую в последние десятилетия, и предпочесть значительно большее признание ответственности». По его словам, «ранее со стороны немцев наблюдалось нежелание быть вовлеченными на международном уровне в процессы, адекватные размеру и экономическому значению Германии», но теперь так не может более продолжаться, «ибо Германия упрочилась». Президент ФРГ несколько раз настоятельно подчеркнул курс на более широкое использование армии, «применение военных средств в борьбе за права человека». Впрочем, Гаук почти откровенно дал понять, что переживает он вовсе не из-за «прав человека», а беспокоится об империалистических интересах Германии. По его словам, «если сейчас федеральное правительство очень активно в украинском конфликте, то это как раз вдоль линий, мною предложенных».
По сути, выступление Гаука «об ощущениях» — очередной призыв германской элиты к более агрессивной внешней политике ФРГ, то есть, военной защите своих империалистических интересов («принятие ответственности»), и к новым военным вмешательствам германского империализма. Предлагаемый им курс пользуется, в целом, поддержкой со стороны всего германского правящего класса. Он ведь «полезных перспектив никогда не супротив».
Лично Гаук уже изрекал сходные сентенции, к примеру, на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности зимой 2014. Теперь он повторяет свои милитаристские кликушества, причем в условиях, когда вооруженные конфликты, к которым, мягко говоря, сильно причастны западные империализмы, интенсифицируются в разных уголках мира, в том числе, на территориях Украины и Ирака.
На тех же крошащихся останках Украины немецкое правительство не так давно поддержало правый путч прозападных фракций олигархов, опирающийся на вооруженные фашистские банды, против режима Януковича, балансировавшего между соперничавшими ЕС, США и Россией. Теперь ФРГ поддерживает президента одного из сегментов украинских территорий, миллиардера Порошенко, который интенсифицирует военные действия на Востоке.
Общий фон интервью Гаука также политически показателен. Германский президент изошёл в похвалах норвежскому правительству, сформированном осенью 2013 коалицией проЕСовской Консервативной (Høyre, буквально, Правой) партией премьерши Солберг и правопопулистской Партией прогресса (FrP, ПП). Последняя выступает за уничтожение норвежской социалки, приватизацию госсектора, резкое снижение налогов с богачей и тесное сотрудничество с США и Израилем. Якобы «левый» Гаук назвал впечатления от своего визита и правого норвежского режима «значительно больше, чем приятными. Это была потрясающая поездка, тесная дружба, никаких конфликтов, совпадение разнообразных интересов, и всё — основано на общих ценностях».
В ФРГ в отношении выступления Гаука прозвучала лишь очень осторожная критика. К примеру, парламентарий эксперт «зелёных», левоцентристской, леволиберальной партии «Bündnis 90/Die Grünen» по политике безопасности Бруггер, считающаяся одной из видных представительниц левого парткрыла, описала высказывания президента как «раздражающие». По её мнению, «военные операции не могут быть объявлены нормальной частью внешней политики». Впрочем, один из руководителей фракции «зелёных» в бундестаге Хофрайтер поддержал Гаука, заявив, что «Германия не изолированный остров в большом мире, и, в принципе, обращение президента было правильным».
Стоит помнить, что «зелёные», исправно старающиеся дурить электорат своим «пацифизмом», с 1998 не менее исправно поддерживали все иноземные операции бундесвера, и так же постоянно требуют увеличения количества «гуманитарных» военных операций. Некоторая слабая доля критики выступления Гаука — не свидетельство «честности и принципиальности» хотя бы части функционеров Партии зелёных, а отражение беспокойства определённых кругов истеблишмента.
Если по поводу того, что германские вооружённые силы должны играть всё возрастающую роль в обороне немецких экономических и геостратегических интересов, внутри истеблишмента ФРГ наблюдается общее согласие, то насчёт темпов и текущих планов мнения всё же отличны. Часть немецкой элиты, к примеру, опасается оказаться втянутой в фиаско в Ираке, где ситуация рассматривается как преимущественно штатовская ответственность. Это любопытно отражается в германских медиа, которые отреагировали на новый кризис в Ираке усилением своей кампании по раздуванию милитаризма и войны — но при этом фокус в «резюмировании» сделан на «Обама, вмешайся!» Так, 13 июня 2014 правоцентристская «Frankfurter Allgemeine Zeitung» в своей редакционке пишет: «Иллюзия думать, будто можно остаться в стороне. Обама окончательно должен сделать куда как больше, чем произнести более или менее умную речь». 14 июня центристская «Süddeutsche Zeitung» излагает даже агрессивнее, требуя от Обамы «наконец, начать проявлять интерес к Среднему Востоку — серьёзно, лично и с наличием стратегического плана». Издание открыто призывает к новой кровавой военной интервенции в Ирак «как в 2003″, правда, с удовольствием спихивая грязную работу «по спасению устойчивого порядка и безопасности нефтяных маршрутов» на США: «Нескольких воздушных атак на террористов недостаточно. США должны применить огромное военное и дипломатическое давление». Неоднозначным и крайне спорным с точки зрения германских «полезных перспектив» остаётся и развитие ситуации на украинских территориях.