«Хорошая статья … о том, как комбинация исторических причин, культурных особенностей, и системных недостатков здравоохранения привела к тому, что среди развитых стран Штаты оказались наиболее подвержены ВИЧ-СПИДу и продолжают лидировать как по инфекциям, так и по смертям.
С начала эпидемии в Германии от СПИДа умерло в 23 раза меньше людей чем в Штатах при населении всего в 4 раза меньше. В Штатах до сих пор каждый год от СПИДа умирает 15 тысяч человек, в Германии и Англии — меньше 800. В Штатах каждый год случается 50 тысяч инфекций, во всей Европе (с популяцией в 1.5 раза больше) — 30 тысяч. Частота новых инфекций в некоторых районах США (вроде центрального Балтимора и Вашингтона ДиСи) сравнима с таковой в центральной Африке.
Исторически, ВИЧ попал в Штаты раньше, чем в другие развитые страны, и инфекция распространилась тут еще до того, как она была распознана и пути заражения были выяснены. Но в Штатах он встретил еще и более благоприятные условия для распространения, чем в Европе — геи и наркоманы тут более сконцентрированы в кластеры в больших городах вроде Лос Анжелеса, Сан Франциско и Нью Йорка. В Европе в ответ на распространение ВИЧ были введены массовые программы по «уменьшению вреда» — бесплатной раздаче шприцов и введению заместительной терапии. В Штатах в это время была в разгаре «война с наркотиками» и о помощи наркоманам не могло быть и речи.
Но это в прошлом. Почему же до сих пор сохраняется такая разница? Ответ в национальных системах здравоохранения в Европе. В Англии человек с диагнозом ВИЧ сразу передается лечащим клиникам, диагностические клиники обязаны это делать и отслеживают пациентов, — в результате 97% приходят в клиники в течение первых 3 месяцев после диагноза. В Штатах — 68%. В Англии лечение практически бесплатно и налажено через национальные клиники, в Штатах работает сложная система разных госпиталей, страховок, государственных программ (зачастую сильно отличающихся от штата к штату) и в принципе в некоторых случаях терапия может обходиться до $2000 в месяц. Даже тестирование на ВИЧ покрывается не всеми социальными медицинскими программами. Поэтому демография ВИЧ инфекций и СПИДа в Штатах в последнее время меняется и основное бремя эпидемии ложится на тех, у кого нет доступа к медицине — бедных, малообразованных, безработных, социально-угнетаемых.
Раз уж мы говорим об эпидемиологии ВИЧ, то стоит упомянуть выступление министра здравоохранения России Вероники Скворцовой на недавней конференции. Выступление это довольно широко облетело разные твитеры и вконтактеры по двум причинам. Во-первых, она попеняла развитым странам тем, что во многих из них процент людей с ВИЧ выше, чем в России, а они упрекают Россию в том, что она не борется со свирепствующей в последние годы эпидемией. Тут министр Скворцова изрядно слукавила, потому что общее количество людей с инфекцией это одно, а количество новых инфекций каждый год — совершенно другое. И если в раскритикованных выше Штатах диагностируется 50 тысяч инфекций каждый год, то в России, не смотря на в два раза меньшее население, — 140 70 тысяч в год. И большинство этих инфекций — среди наркоманов. Европа, которая успешно задавила ВИЧ инфекцию «программами уменьшения вреда» вполне имеет право укорять Россию, в которой подобные программы давят и запрещают. Во-вторых, (и это не относится к теме поста, но народ спрашивает) она воодушевила россиян тем, что уже в этом году в России будет испытываться вакцина разработанная российскими учеными. Тут стоит заметить, что на Западе подобных испытаний (первой стадии) было сделано десятки (а может уже даже и сотни), а в России — три. Подобные испытания мало о чем говорят, а в данном контексте они говорят о том, что Россия готова делать вид, что разрабатывает ВИЧ вакцину спонсируя подобные испытания вакцин (которые, кстати, не только не показали эффективности на макаках, но и даже не были на них испытаны), но не готова серьезно инвестировать в эту проблему. Все это делается исключительно ради того, чтобы министр могла толкнуть такую вот речь на следующей конференции.
Ну и наконец, просто потому что в тему эпидемиологии — в New York Times интересная статья, пытающаяся объяснить почему в Африке (в отличие от большинства других мест в мире) основная эпидемия ВИЧ развивается среди женщин. Доктор, работающая в ЮАР, предполагает что всему виной инфекции шистосомоза среди женщин, которые ведут к язвам и воспалениям в вагине и повышенному риску инфекции. Многие эксперты ей не верят, но если это правда, то копеечными таблетками от этих паразитов можно было бы существенно снизить количество инфекций в Африке».
Источник shvarz