«Я» — последняя буква в алфавите

Как часто люди думают о самих себе, насколько "я любимый" значим для самого себя в собственных мыслях? Это было исследовано в работе американских психологов Михай Чиксентмихай и Томаса Фигурски. Они попросили 107 служащих...

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

27_1_

 

Как часто люди думают о самих себе, насколько «я любимый» значим для самого себя в собственных мыслях? Это было исследовано в работе американских психологов Михай Чиксентмихай и Томаса Фигурски. Они попросили 107 служащих в возрасте от 19 до 63 лет, работавших в пяти разных компаниях, чтобы они неделю подряд носили с собой пейджеры. В период между 7.30 утра и 10.30 вечера пейджеры подавали звуковой сигнал через случайные интервалы времени, всего 7 или 9 раз за день.

По сигналу испытуемые отвечали на ряд вопросов о своих действиях, настроениях и мыслях в данный момент. Затем авторы провели контент-анализ ответов по ряду категорий, включающих в том числе мысли о самом себе («Какая я ленивая была сегодня«, «Болит» или «Почему я такой толстый«).

Результаты показывают, что о самих себе люди думают очень редко (табл.1).

Таблица 1. %% мыслей, попадающих в каждую категорию

Работа 16%
«Нет мыслей» 14%
Время дня 12%
Домашние хлопоты 12%
Отдых 9%
Я 8%
Другие люди 8%
Прошедший разговор 7%
Телевидение и радио 6%
Мысли общего характера 4%
Еда 2%
Мысли о программе исследований 2%

 

Чаще всего испытуемые думали о работе, домашних хлопотах, и времени — то есть тех социальных влияниях, которые «подстёгивают» индивида в том «процессе обработки людей людьми», который представляет собой общественная жизнь и который образовывает (Bildung) личность как скульптор — отсекает лишнее.

Поэтому Л.С.Выготский определяет воспитание как социальный отбор, который в какой-то степени ведёт к раскрытию его личности, а в какой-то степени — к канализации его возможностей (то и другое часто сочетается, и существенна именно их пропорция в обществе в целом или в отдельных «частях», слоях общественного организма, ведь воспитание это не индивидуальный, а кооперативный, массовидный процесс):

«…ребенок обладает множеством социальных возможностей. Из него могут выработаться самые различные личности. «Ребенок,- говорит Франк, — «воображающий» себя разбойником, солдатом или лошадью и «изображающий» из себя эти существа, в действительности более прав, чем его родители или ученые-психологи, видящие в нем только маленькое, беспомощное существо, живущее в детской. Ибо под этой внешностью действительно таится потенциальный запас сил и реальностей, не вмещающихся во внешнепредметную реальность его жизни. В этом маленьком существе действительно живут силы и стремления и разбойника, и солдата, и даже лошадей; оно фактически есть нечто неизмеримо большее, чем то, чем кажется постороннему наблюдателю»… В ребенке потенциально заключено множество будущих личностей, он может стать и тем, и другим, и третьим. Воспитание производит социальный отбор наружной личности. Из человека как биотипа, оно путем отбора формирует человека как социотипа«

То есть, с одной стороны, всякое общество производит разные виды личностей «по себе» и «для себя», с другой – более сложное (более прогрессивное) общество производит более сложных (более развитых) личностей].

Фактически ответ «никаких мыслей» встречается чаще, чем мысли о себе. То есть даже когда мы погружаемся в интроспекцию, то это обычно не является когнитивной деятельностью — это анализ социальных влияний, со следующими из них этическими оценками и (бывает) альтруистическими выводами

[соответственно, подробное исследование «Я»-концепции показывает, что она формируется в первую очередь в эмоциональной сфере, а не в сфере самопознания. И если эмоциональное «я» формируется само собой, нечувствительно для сознания, то для интеллектуального понимания, «кто я такой» нужно умственное усилие, причём связанное не с интроспекцией, а с наблюдением за тем «кем меня считают (близкие, значимые) люди», каково их реагирование на разные проявления «меня», чтобы потом из этих проявлений, как из кусочков мозаики, этого «меня» собрать.].

Кроме того, интересно качество этих 8% мыслей о себе. Чикжентмихалый и Фигурски обнаружили, что мысли людей о себе чаще всего неприятны. Когда испытуемые сосредотачивались на самих себе, они думали в основном о том, насколько они соответствуют собственным идеалам и моральным устоям[1].

Источник

Csikszentmihalyi, M. & Figurski, T. J. (1982). Self-awareness and aversive experience in everyday life // Journal of Personality, 50, 15-28.

Эти исследования были продолжены S.Nolen-Hoekskema. Ей удалось выделить специфическую подгруппу мыслей о себе — размышления о собственных чувствах. Oказалось, что люди, которые много размышляют о себе, более депрессивны, чем всякие другие, а женщины более, чем мужчины, склонны к этого рода мыслям. Вполне логично: как говорил кто-то из хасидских цадиков  (за полвека до этой работы) если вы будете рассуждать о себе, депрессия вам обеспечена. Подумайте о том, как  помочь кому-нибудь другому — и желательно радикально другому, «дальнему»

 

Примечание:


[1] Слово «собственным» я бы тут взял в кавычки — и идеалы, моральные устои осознаются как собственные и соответственно защищаются именно тогда, когда они нечувствительно имплементированы в нас обществом, тем ансамблем социальных влияний, в перекрестье которого вырастает, формируется соответствующая личность, как столон в дифференцированной колонии полипов.

Об авторе wolf_kitses