Но грозные буквы давно на стене уж чертит рука роковая

Прошло почти шесть лет после банкротства американской инвестиционной компании "Lehman Brothers" в сентябре 2008, ставшего отправной точкой финансового кризиса, а вскоре и глубочайшей со времен 1930-х рецессии. На сегодня мировая экономика...

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

001_3_133842_900

 

Прошло почти шесть лет после банкротства американской инвестиционной компании «Lehman Brothers» в сентябре 2008, ставшего отправной точкой финансового кризиса, а вскоре и глубочайшей со времен 1930-х рецессии. На сегодня мировая экономика, как нехотя признают ведущие экономисты и статистические агентства, всё не показывает «никаких признаков существенного восстановления». Зато совершенно обратных, мрачных для существующего положения вещей и лиц, имеющих с него профит, знамений — хоть отбавляй.

11 августа 2014 даже вице-глава Федеральной резервной системы (ФРС) США, долгие годы возглавлявший Банк Израиля, Фишер, выступая в Швеции, осторожно определил как «разочаровывающий» процесс «восстановления глобальной экономики из рецессии». Причём «разочарование» это, касающееся и «стран с развитой экономикой, и стран с формирующейся рыночной экономикой, и Китая», чинам финансового сектора «из года в год приходится как-то объяснять», а «оценки более долгосрочной перспективы» и вовсе «пришлось пересмотреть». Как одна из ведущих персоналий американского финансового истеблишмента, Фишер просто политически обязан официально сохранять оптимизм, так сказать, «излучать» его. То есть, если так сомнительно и тускло выглядят «лучи оптимизма», то реализм суров и непригляден, а пессимизм и вовсе отдаёт постапокалиптикой.

В Штатах лопнувший в 2008-2009 огромный пузырь финансовых спекуляций, прежде всего, на ипотечном рынке, привёл к разрушению свыше 7 миллионов рабочих мест. Полный обвал американской экономики был предотвращен путём закачки ФРС почти 4 триллионов долларов в финансовую систему. Но предпосылки, приведшие к кризису-2008, никуда не пропали. Раздулся новый мега-пузырище, уже на фондовом рынке. На деле, никакого «восстановления» в экономике США не происходит вообще, а высокие уровни прибыли, отмеченные в отдельных её областях, достигнуты, в основном, за счёт сокращения расходов, а не за счёт расширения продаж и рынков. Деньги аккумулируются — но не инвестируются в новые заводы и оборудование, а направляются на финансовые комбинации.

 

001_1_133282_900

 

В Японии, третьей по величине экономике мира после американской и китайской, ВВП во втором квартале 2014 сократился на 6,8%. Экономическую программу правого главы японского правительства, Абэ, являющую собой японскую версию «количественного смягчения», практикуемого ФРС США, прозвали «абэномика». Лондонская «Financial Times» очень аккуратно, просто таки следуя в осторожности рыночных выражений заветам «старика Фишера», в своей недавней редакционке назвала «абэномику» «втянутой в сложности».

Последние, от 14 августа 2014, данные «Eurostat» показывают, что в еврозоне за май-июнь текущего года промышленное производство упало на 0,3%. И основной фактор отката как раз — сокращение промышленного производства Германии, основной экономики ЕС, обеспечивающей более четверти объема производства еврозоны. По оценкам финансовых аналитиков «Bloomberg», ВВП Германии к июню 2014 за три предшествовавших месяца упал на 0,2%, «из-за ослабления спроса на немецкий экспорт и снижения инвестиций». Снижение немецкого экспорта отражает, в свою очередь, печальные экономические процессы на основных рынках германских монополий, в частности, в Европе и Азии. Так, важным рынком для Германии является Восточная Европа, и углубляющийся в этом регионе экономический спад в свою очередь, усиливает кризис еврозоны.

 

001_2_133436_900

 

Германия с самого начала кризиса была оплотом экономики еврозоны, но нынче явно выдохлась. Экономику ФРГ европейские и не только мэйнстрим-медиа любили сравнивать с экономическим локомотивом, вытягивающим восстановление Европы. И вот машинист включил торможение.

Ситуация в других ведущих европейских экономиках — минимум, не лучше, а то и куда хуже. Вторая по величине в еврозоне, французская, она же крупнейший немецкий экспортный рынок, с апреля по июнь официально показывает статистику «нулевого роста». Номер три еврозоны, Италия, — опять откатывается в рецессию. Согласно статистике «Istat», экономические показатели страны во втором квартале 2014 упали на 0,2%; первый же квартал закончился со снижением на 0,1%. Четвёртая, Испания, чувствует себя хуже первой тройки, её последнее падение промышленного производства — 0,8%. Индексы делового доверия обваливаются по всему ЕС, особенно в Германии, указывая, как экономические индикаторы, на перспективу дальнейшего спада. Безработица продолжают расти; в одной только Испании её официальный уровень — примерно 25%. На этом фоне в Европе уже мало кто обращает внимание на падение на валютных рынках вассальных венгерского форинта, польского злотого и чешской кроны.

Всё это сокращение европейской экономики и резкое сокращение миллионов рабочих мест — прямая производная мер жёсткой экономии, проводимых с 2008-2009 по всем странам ЕС Берлином, брюссельской евробюрократией и местными правительствами. В последнее время кризис в Европе питают ещё и новые политические факторы — конфликты на Среднем Востоке и противостояние с Россией за зоны контроля в Восточной Европе, в том числе, украинских территориях.

Источник: Rikki-vojvoda

Об авторе Kaliban