Секондмент и не только // Комментарий к новому законопроекту Минэкономразвития

Минэкономразвития подготовил проект закона о секондменте (прикомандировании сотрудников). Так проще можно назвать документ с длинным заголовком: «О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством...

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

001_131_

Елена Герасимова

Минэкономразвития подготовил проект закона о секондменте (прикомандировании сотрудников). Так проще можно назвать документ с длинным заголовком: «О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)». Документ развивает недавно принятый закон об ограничении заемного труда (см. мою заметку о нем). Однако при внимательном знакомстве с новым текстом выясняется, что при должном умении он позволит обходить свежие запреты.

Предыстория

В соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 № 116-ФЗ (далее – ФЗ №116), вступающим в силу с 1 января 2016 года, легализуется деятельность по предоставлению труда работников (персонала). Под ней понимается временное направление работодателем (направляющей стороной) своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников (принимающей стороне), для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.

Согласно новой редакции ч. 3 ст. 18.1 Закона РФ «О занятости в Российской Федерации» осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе два вида организаций:

1) частные агентства занятости;

2) другие юридические лица (в том числе иностранные), если работники с их согласия направляются временно к (а) организации, аффилированной с направляющей стороной (в понимании закона о конкуренции 1991 года), (б) акционерному обществу, акциями которого владеет направляющая сторона, если она является стороной акционерного соглашения, и (в) организации, являющейся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной (понятие раскрывается в ст.32.1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Особенности регулирования труда работников, относящихся к первой из этих двух категорий, — направляемых временно работодателем к другим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала) — были урегулированы ФЗ №116. Для этого ТК РФ был дополнен новой главой 53.1, вступающей в силу с 1 января 2016 года.

Новый проект Минэкономразвития направлен на регулирование работы второй из названных в ч. 2 ст. ст. 18.1 Закона РФ «О занятости в Российской Федерации» категории работников.

Секондмент и не только

Во время работы над законопроектом, впоследствии ставшим ФЗ №116, потребность разработки процедур, касающихся секондмента, явилась одной из основных причин того, что документ возвращался и рассматривался Государственной думой во втором чтении повторно. Практика секондмента (под которым понимаются различные формы прикомандирования сотрудников к другим организациям или направления на стажировки, в т.ч. для работы в другие страны и международные организации, в связанные или внешние организации), достаточно широко используется в управлении персоналом в зарубежных странах. Она применялась и в России, хотя для нее не существовало надлежащих правовых условий (см. напр., распоряжение Правительства РФ от 05.05.2012 № 749-р о выделении Минздраву средств для сотрудничества с ВОЗ).

Однако, как показывает анализ законопроекта, в нем реализована не только эта цель.

Первое и главное, что обращает на себя внимание, — это широкое определение круга лиц, которые могут быть заказчиками в договоре о предоставлении труда работников, исходя из определений лиц, могущих выступать исполнителями.

Помимо упоминающихся и в ФЗ №116 трех категорий, перечисленных мною выше, под сферу действия будущего закона подпадают и другие лица.

Согласно его ч. 3 ст. 3 для целей деятельности по предоставлению труда работников (персонала) под аффилированным лицом по отношению к исполнителю предлагается понимать «лицо, которое способно оказывать влияние на деятельность исполнителя, или лицо, на деятельность которого способен оказывать влияние исполнитель; или лицо, на деятельность которого, так же как и на деятельность исполнителя, способно оказывать общее влияние третье лицо».

Это определение в силу размытости и неопределенности понятия «оказывать влияние» неограниченно расширяет круг  лиц, на которые могут распространяться нормы закона. По существу, любое взаимодействие в рамках деловых или даже личных отношений можно считать формой оказания влияния. Такой подход законопроекта представляется недопустимым.

Последствием принятия такой нормы станет возможность практически неограниченного предоставления труда работников для работы другим работодателям, что полностью сведет на нет тот крайне шаткий «запрет» заемного труда (а фактически – лишь некоторое ограничение его использования), который позиционировался как изначальная концепция и идея, закрепленная в ФЗ №116.

Более того, как представляется, это сведет на нет и усилия по регулированию требований к частным агентствам занятости и ограничениям предоставления труда работников через них, поскольку создаст более простую и практически не ограниченную возможность предоставления труда работников через многих иных лиц.

Техника подводит

Имеются вопросы и к юридической технике законопроекта.

Выглядит неопределенным место законопроекта в правовой системе. Он подготовлен в форме проекта самостоятельного закона, по-видимому, в соответствии с нормой, включенной в ст. 341.3 ТК РФ. Межу тем он регулирует особенности труда отдельной категории работников, и его было бы логично поместить в раздел XII ТК РФ и предложить для него структуру, сходную с главой 53.1, внесенной в ТК РФ ФЗ №116, либо даже внести несколько дополнительных статей в главу 53.1 ТК РФ. Выделение этого акта в отдельный самостоятельный закон представляется противоречащим правилам законодательной техники, а также будет маскировать истинную картину регулирования отношений по предоставлению труда работников.

Нормы ФЗ №116, которыми внесены изменения в Закон о занятости, по логике должны иметь общее значение для обеих форм деятельности по предоставлению труда работников. Однако законопроект вводит свою, отличающуюся от ФЗ №116, терминологию в отношении уже закрепленных определений («исполнитель» вместо «направляющая сторона», «заказчик» вместо «принимающая сторона» и др.), что может привести к путанице и нескоординированности в правоприменении.

Многие нормы законопроекта повторяют в различных комбинациях нормы, включенные в главу 53.1 ТК РФ, иногда в дословной, иногда в незначительно отличающейся редакции.

Представляется, что законопроект противоречит концепции и цели, заявлявшейся в  законопроекте № 451173-5, а также концепции ФЗ №116-ФЗ, а его принятие в нынешнем виде может привести к серьезному подрыву системы регулирования трудовых отношений. 

Источник: zakon.ru

Об авторе Kaliban