Как ни обрушиваются французские правительственные чины с критикой на бастующих с 15 сентября 2014 пилотов «Air France», ни им, ни администрации компании не удаётся прекратить протесты. 26 сентября авиаперевозчик осуществил лишь 48% своих рейсов. Более прочих участие в забастовке отмечено в аэропортах юга Франции. Профсоюзы SNPL и SPAF заявляют, что продолжится она «до 30 сентября, но мы оставляем за собой право на новое её продление».
В тот же вечер левоцентристский премьер Вальс выступил с публичной критикой протестующих пилотов, назвав их «эгоистичными» и осудив требования не занижать зарплаты и не ухудшать условия труда персонала на лоу-кост-проектах авиахолдинга «Air France — KLM» как «противоречащие и кардинально мешающие развитию лоу-кост-бизнеса». То есть, как срывающие планы администрации «Air France», да и правительства реакционной Соцпартии, продолжать курс на повышение профита капиталистов за счёт работников. Как подчеркнул Вальс, «мы обязаны снова очень чётко сказать — эта забастовка должна быть прекращена».
Нервные реплики Вальса отражают растущее отчаяние в правящей Соцпартии, столкнувшейся с увеличением общественных симпатий к забастовке пилотов. За кулисами сцены публичного политиканства в поражённом глубоким кризисом правительстве не исключают очередной зигзаг в своём «обращении с непокорными» — и применение агрессивных мер, чтобы заставить их таки вернуться к работе.
В стране нарастает огромный гнев трудящихся и молодёжи против нескончаемой политики жёсткой экономии, осуществляемой левоцентристским режимом президента Олланда; ширится массовое презрение к Олланду, который уже считается, согласно соцопросам, наиболее непопулярным главой французского государства в истории страны после Второй мировой. Правящая элита и её правительство опасаются, что какой-либо пользующийся народной симпатией социальный протест — вот как текущая забастовка пилотов — может воспламенить массовое движение против курса режима на жёсткую экономию. Вот почему Вальс и его команда то указывают администрации «Air France», чтобы компания пошла хоть на какие-то частичные, формальные и недолговечные уступки пилотам, то угрожает самим протестующим, надеясь «заткнуть» забастовку и снизить риски, что она подтолкнёт к борьбе другие слои трудящихся и, в результате, может быстро свалить текущее правительство.
Давление на зарплаты и условия труда персонала «Air France» — часть общей наступательной стратегии авиакомпаний Европы по масштабному внедрению низкооплачиваемых рабочих мест и тотально отаурсорсенных рейсов в качестве доминирующей модели в отрасли воздушных перевозок. Американские авиакомпании последние три десятка лет осуществляют именно такую модель, с дерегуляцией и серией корпоративных слияний и банкротств, в ходе которых специально реализовывались хорошо продуманные бизнесом и начальством схемы по урезанию зарплат и пенсий работников.
По всему ЕС авиакомпании безжалостно следуют данной стратегии. Во Франции это произвело наиболее сильное впечатление, так как лоукостеры здесь пока ещё менее распространены, чем в других европейских странах.
У меньших по размеру авиаперевозчиков свои особенности реализации этих планов. К примеру, британская «Monarch Airlines» пошла «простым» путём, урезав на 30% зарплаты всем работникам, а 900 из них уволив. Крупнейший же европейский авиаконцерн, германская «Deutsche Lufthansa AG», находящийся нынче в состоянии трудового спора с профсоюзом пилотов «Vereinigung Cockpit», упорно проталкивает резкое сокращение пенсионных прав своих 5400 своих пилотов. Компания добивается, чтобы те отказались от своего права досрочного выхода не пенсию на 5 лет раньше.
Пилоты «Lufthansa» с апреля 2014 уже провели серию, к сожалению, ввиду позиции лидеров профсоюза, лишь коротких и локальных забастовок, защищая прежнюю пенсионную схему. Только в течение последнего месяца они трижды останавливая работу. К примеру, второй «эпизод», шестичасовая забастовка «Cockpit» 5 сентября 2014, затронул все ближнемагистральные и среднемагистральные рейсы (в общей сложности, заставив отменить свыше 200) «Lufthansa», которые должны были взлетать или садиться в аэропорту Франкфурта-на-Майне. А третий, забастовка в аэропорту Мюнхена 10 сентября, продолжался уже 8 часов и привёл к отмене примерно 140 рейсов. Во время первого, шестичасовой забастовки пилотов «дочки» «Lufthansa», лоукостера «Germanwings», 29 августа 2014, компании пришлось отменить 116 из 164 своих рейсов. Германские СМИ развернули кампанию злых нападок на протестующих пилотов.
И точно так же, как и в прочих странах Европы, «Air France — KLM» использует для проведения своей политики прокапиталистических профбоссов. Нынче последние — «звёзды» потуг французских медиа по осуждению и изоляции забастовки пилотов. К примеру, мадам Лестик, лидер организации тесно связанного с Соцпартией профцентра CFDT (ФДКТ) в «Air France», жаловалась в медиа: дескать, забастовщики «за 10 дней уничтожили все наши двухлетние усилия» по достижению каких-то там договоренностей с администрацией компании. Такого рода реакционные диатрибы характерны для антирабочего мировоззрения корпоративных холуёв, которыми буквально кишат ряды французских профсоюзных аппаратов. Ведь любая, даже слабая, но реальная попытка работников той же «Air France» защищать свои интересы автоматически бьёт по прибылям компании, — вот бизнес и старается не допустить таковых попыток, в том числе, используя как свои инструменты пробуржуазных профбоссов, фальшиво утверждающих, что представляют «трудящихся». К слову, предыдущие «договорённости» CFDT в «Air France» обошлись работникам компании в 15%-ное сокращение персонала, в основном, наземного и стюардесс, а также замораживание им зарплат и увеличение продолжительности рабочего дня.
Источник: Rikki-vojvoda