«Дети хотят работать» — плохое оправдание для законов, которые легализуют работу 10-летних.
Бедность и детский труд создают порочный круг. Бедность заставляет детей работать, часто за счет их образования, что ограничивает их возможности обеспечить более высокооплачиваемую работу, когда они вырастут. Исследования показывают, что люди, которые входят на работу в раннем возрасте, как правило, в конечном итоге будут иметь низкий уровень образования и более низкие доходы. Это повышает шансы, что они также отправят своих детей на работу. См.
— Нелегкая жизнь детей-батраков в США (10 часов 7 дней в неделю);
- Условия труда детей на табачных фермах США:
— Оригиналы докладов: Детский труд в с/х США и детский труд в табачной промышленности.
— Новый спорный закон в Боливии делает ее первой страной в мире, узаконившей работу 10-летних (однако до этого детский труд целенаправленно сокращался, на 30% с 2000 года).
«Во всё большей степени семья теряет свои охранительные функции в отношении эксплуатации детского труда. Труд детей и подростков становится одним из условий выживания семьи. При этом эксплуатация детского труда может носить различные формы – от участия в наёмном труде вместе с другими взрослыми до сдачи ребёнка «в наём», нищенства и проституции…
Особой формой детского труда является ученичество. Девочки используются как служанки. В странах Восточной Африки многие представители средних городских слоёв используют в качестве слуг детей 10-15 лет, которые выполняют различные обязанности по дому, в то время как дети хозяев посещают школу.
…на рубеже второго и третьего тысячелетий нашей времени детский труд в Африке постоянно продолжает расширяться, несмотря на высокий уровень безработицы среди взрослых…. В большинстве африканских стран… детский труд рассматривается не как дополнительный, а как основной для семейного бюджета. Особенно характерно такое положение для сельской местности и для городской бедноты. Однако использование детского труда является иллюзией помощи семье в её стремлении выжить. Напротив, доходы семей сокращаются… Ложное ученичество, эксплуатация детского труда родственниками или же использование низкооплачиваемого труда детей, не имеющих других средств к существованию, — всё это необходимо для выживания существующей экономической системы…
Важной особенностью детского труда является то, что он включает значительно больший элемент личной зависимости, чем у взрослых, особенно у мужчин. В патриархальных формах эту зависимость детей – нетрудно обнаружить и в семьях – как работающих на собственный счёт, так и выполняющих надомную работу. Патриархальная семья, утратив самостоятельный экономический базис, активно вовлекается в рыночные отношения найма. Тем не менее, и в новых условиях она порой продолжает суще6ствовать как производящая единица, используя традиции беспрекословного повиновения старшим. Традиционное распределение социальных ролей в африканском обществе, основанное на подчинении старшим, приводит в производственной сфере к дискриминации молодёжи и в первую очередь – детей и подростков. Известно много случаев, когда родители устраивают детей на работу с тем, чтобы целиком забирать себе их зарплату. Так, например, поступают мигранты, занятые выращиванием какао в Гане. Они посылают девочек работать в город домашней прислугой, а затем периодически навещают хозяев, чтобы забрать причитающиеся дочерям деньги.
Широко распространённый в традиционном африканском обществе обычай усыновления детей при живых родителях сегодня также трансформируется и используется для эксплуатации детского труда. Например, ребёнка посылают на определённый срок в семью опекуна, как правило, зажиточного родственника, нуждающегося в дополнительной рабочей силе. Так, в частности, поступают женщины Нигерии, использующие труд «усыновлённых» для продажи товаров, изготовления ремесленных изделий. Иногда детей передают «кормильцам», которые не являются родственниками. В таких случаях ребёнку обычно выплачивается зарплата, но опекун при этом пользуется определёнными родительскими правами, позволяющими принуждать приёмышей к работе. На мелких предприятиях и в сельском хозяйстве государственный контроль за соблюдением законов о труде практически отсутствует. Это ведёт к тому, что дети и подростки занимаются многочасовым тяжёлым и монотонным малоквалифицированным трудом, получая при этом минимальную заработную плату. Нередки случаи производственного травматизма, так как на фабриках не соблюдаются правила техники безопасности. Общей тенденцией в 90-е годы являлось, таким образом, постепенное сокращение детского труда в современном секторе экономики при неуклонном его росте в традиционном, неформальном секторе [обгоняющем современный].
В отдельных случаях в некоторых видах с/х работ дети были заняты в течение года больше времени, чем взрослые. Таким образом, становясь частью экономически активного населения, дети обречены на такой продолжительный труд, какой иногда непосилен даже для взрослых. Нередко их трудовой день продолжается более 12 часов. Было бы неверным считать, что нагрузка детей чрезмерна только тогда, когда они трудятся по найму, непосредственно на предпринимателя. То же самое происходит и в тех случаях, когда они выступают в роли неоплачиваемых семейных рабочих. Развитие товарного производства сопровождается существенным расширением круга потребностей мелких производителей в городе и в деревне. Поэтому родители вынуждены шире привлекать детей к труду в ущерб их естественному развитию и даже принуждать их трудиться на стороне. Причём такое привлечение может принимать непосильные, экстремальные формы, особенно когда кормилец, покидая семью, уходит на заработки. Ещё более ухудшается положение детей, если родители выступают в роли ремесленников, сдельно работающих на дому. В таких условиях эти ремесленники заставляют детей трудиться рядом с ними в течение многих часов для увеличения выработки. Это, в свою очередь, способствует снижению расценок, поскольку уже не сам производитель, а вся его семья становится совокупным рабочим. Получаемый им заработок, призванный обеспечить воспроизводство рабочей силы, определяется трудом не только его самого, а всей его семьи.
Издержки, связанные с использованием труда детей, намного ниже издержек, обусловленных эксплуатацией труда взрослых. Это происходит потому, что когда дети отрабатывают своё содержание, они потребляют значительно меньше, че6м взрослые работники. Кроме того, денежная зарплата малолетних также меньше обычной, поскольку у них менее развиты потребности. В странах тропической Африки подросток получает за одну и ту же работу всего 50-80% зарплаты взрослого. Иногда «хозяин» заведения, предоставляя ребёнку возможность работ у себя, вообще ничего ему не платит. Так поступают, в частности, владельцы крупных магазинов. Делая покупки и развозя их по адресам, подросток фактически существует лишь за счёт чаевых. В данном случае ребёнок – наиболее низкооплачиваемый работник, имеющий самый продолжительный рабочий день.
Предприниматели выигрывают не только на низкой заработной плате несовершеннолетних. Поскольку в большинстве детский труд нелегален, дети являются в основном подёнщиками на временной либо сдельной оплате труда, предпринимателю не надо делать выплат в виде налогов, взносов по социальному страхованию, медицинскому обслуживанию и пр. Давая оценку расходам предпринимателей по минимальной норме ($2/день/чел), А.Боудиба пришёл к выводу, что только за счёт экономии на таких выплатах они имеют ежегодно доход примерно $8 млрд., если исходить при этом из данных Международной Организации труда, то есть заниженной численности детей и подростков, занятых экономически активной деятельностью. Доля расходов, связанных с оплатой детского труда, во вновь создаваемой стоимости крайне мала. Во многих случаях это обеспечивает высокую конкурентоспособность товаров, созданных преимущественно детьми, на внешних рынках. Предпринимателям детский труд выгоден не только благодаря его дешевизне, но и в силу других специфических причин. Так, владельцы хлопковых плантаций в Египте для ухода за растениями предпочитают использовать детей, поскольку маленькие руки последних считаются единственно пригодными для ухода за нежными цветками. Согласно оценкам, в ряде районов АРЕ на выращивании хлопка занято 14% детей 9-10 летнего возраста и 22% подростков в возрасте 10-17 лет.
Следует отметить, что любой интенсивный и непосильный физический труд наносит значительный, зачастую непоправимый ущерб здоровью ребёнка. Специалисты считают, что в результате систематического напряжения и переутомления, вызванных непосильным трудом, у детей-рабочих замедляется или вообще прекращается рост. С раннего возраста вынужденные заниматься интенсивной и однообразной трудовой деятельностью, они также имеют по сравнению со своими сверстниками определённые психические отклонения [примерно те же самые, что имели взрослые узники гитлеровских рабочих лагерей]».
И.Г.Рыбалкина. Некоторые особенности положения детей в африканской семье// Гендерные проблемы переходных обществ. Институт Африки РАН. М.: 2003. Серия «Гендерные исследования». Т.4. С.193-196.
Таким образом, хотя детский труд может показаться краткосрочным решением в трудные времена, он на самом деле увековечивает нищету. Дети могут также «хотеть работать», потому что они не знают, что рабочие места вредны для их здоровья и развития. Дети на табачных плантациях в США подвергаются воздействию никотина и токсичных пестицидов, а дети шахтеров в Мали и Танзании используют ртуть для извлечения золота из руды, что может нанести им огромный вред. Но большинство детей, которых мы опросили — и их родителей — понятия не имеют, какой вред оказывает это токсичное воздействие в течении долгого времени. Данные показывают, что детский труд вредит здоровью ребенка, препятствует образованию и увековечивает нищету. Почти все работающие дети, опрошенные Хьюман Райтс Вотч во многих местах по всему миру, заявили, что они предпочли бы быть в школе».
Источник ВКонтакте
Карта распространённости детского труда
Источник Huffington Post