Забавный парадокс эвристик доступности.

Когда требуется сложное рассуждение, сознание пробует облегчить себе работу использованием т.н. эвристик - вместо сложного вопроса, требующего напрячься и подумать, оно подставляет простой, ответ на который известен или требует не мыслить, а распознавать...

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

методы-эвристики

Когда требуется сложное рассуждение, сознание пробует облегчить себе работу использованием т.н. эвристик — вместо сложного вопроса, требующего напрячься и подумать, оно подставляет простой, ответ на который известен или требует не мыслить, а распознавать характерные образы в прошлом опыте, ближайшем окружении и пр. Такое бывает даже с профессионалами: скажем, инвестор объясняет вложение денег в компанию NN не оценками, что сейчас их курс акций ниже себестоимости, а насколько он любить их машины и пр. продукцию.

Эвристика доступности возникает при оценке распространённости неких явлений в обществе, особенно эмоционально трогающих, вроде преступности, заболеваемости, образованности, совести, любви и пр. качеств по которым люди оценивают себя и других. Настоящий ответ требует обращения к специальным исследованиям, цифрам, оценке их состоятельности и пр. Сознание же, чтобы не париться, оценивает распространённость проще — по тому, насколько мы легко вспоминаем соответствующие «случаи из жизни». Чем легче вспоминаем, тем явление кажется распространённым.

Но так продолжается лишь 2-3 вспомненных случая. Если просить вспоминать больше, то оценки распространённости начнут снижаться с увеличением числа приводимых подтверждений. Почему? Вспоминающий чем дальше, тем больше напрягается, шаря в памяти, и следующая отсюда усталость автоматически интерпретируется как довод в пользу редкости явления — хотя примеров приводится всё больше и больше.

Вообще эвристика — это такой способ «быстрого решения», когда вместо сложной задачи, требующей сосредоточения, напряжения, и всех ресурсов произвольного внимания (мозг очень это не любит), подставляет удобную задачу попрощу, после чего наслаждается приятным ощущением сброшенной с плеч ноши. См. сравнительную таблицу двух подсистем мозга, противопоставляющихся друг другу по способам работы и одновременно взаимодействующих между собой — «быстрый решатель«, система 1 и «медленный думатель«, система 2.
Подсистемы работы мозга при суждениях и действиях

Вид работы Его исполнение
Системой 1 Системой 2
Что делает Решает быстро, автоматически, неостановимо (изоморфно срабатыванию инстинкта). Ответственно за ассоциативное, метафорическое, каузальное мышление, исходящее из «что видишь, то и есть» (игнорирование истории, контекста и оставшегося за кадром). Думает медленно, с напряжением не только ума, но и тела (зрачки, давление), всегда можно прекратить. Уточняет и корректирует ассоциации, метафоры и причины системы 1 в сторону наибольшего соответствия всей совокупности относящихся к делу фактов.
Что порождает Распознаёт лиц, классифицирует ситуации, создаёт впечатление, определяет обстоятельства и выдаёт прогнозы, немедленно придавая всему этому эмоциональную окраску Доказательные суждения: решает примеры, подсчитывает шансы, делает выводы из силлогизмов, оценивает, не заблокировать ли систему 1 в особо важной ситуации
Как работает Использует типологический  подход, более точное соответствие стереотипу лица или ситуации оценивается как «более частный и/или значимый»» вопреки реальной встречаемости в выборке. Срабатывает в ответ на ключевые образы, характеристики и ситуации Использует аналитический подход: строит полный спектр возможностей, соотносит с ними оцениваемые, подсчитывает вероятности и пр. Думает сразу о многом; напрягаясь, способна оценить роль нашего незнания и роль случая в событиях (несуществующих для системы 1).
Как «делает выводы» В зависимости от обстановки много больше чем от анализируемой задачи. Существенно зависит от контекста. Подвержена
— праймингу (эффекту предшествующих или одновременных обстоятельств, с которыми образуется ассоциация), особенно эмоциональному;
— разнообразным эвристикам (уходу от решения трудной задачи, требующей напряжения, через её подмену простой и решаемой автоматически), в том числе:
а) эвристике доступности[1];
б) эвристике аффекта;
в) эвристике привязки;
г) эвристике репрезентивности
д) закону малых чисел. См. иллюстрации.
е) фундаментальной ошибке атрибуции — предрасположенности описывать поведение других людей как обусловленное их собственными (прирождёнными) характеристиками, а своё собственное — как навязанное внешними обстоятельствами.
Концентрация внимания на задаче, с отключением от окружающей обстановки. Отвлечение внимания ведёт к неспособности решить задачу, как и физические неудобства, мешающие телесному напряжению.
Отслеживает и контролирует мысли и действия, «предлагаемые» Системой 1, позволяя некоторым из них напрямую выражаться в поведении и подавляя или меняя другие. В нужных обстоятельствах перехватывает контроль, ограничивая свободные ассоциации системы 1.
Телесные ощущения от работы Не требует или почти не требует усилий, и не создаёт ощущения намеренного контроля Выделяет внимание, необходимое для сознательных усилий, в том числе и для сложных вычислений. Её действия связаны с субъективным ощущением деятельности, выбора и концентрации
Что умеет - Определить, какой из двух объектов ближе[2].
— Сориентироваться в сторону источника резкого звука.
— Закончить фразу «Хлеб с …».
— Изобразить гримасу отвращения при виде мерзкой картинки.
— Определить враждебность в голосе.
— Решить пример 2 + 2 =?
— Прочитать слова на больших рекламных билбордах.
— Вести машину по пустой дороге.
— Сделать сильный шахматный ход (если вы – гроссмейстер).
—  Понять простое предложение.
— Определить, что описание «тихий, аккуратный чело век, уделяющий много внимания деталям» похоже на стереотип, связанный с некоей профессией.
- Готовиться к сигналу старта в забеге.
— Наблюдать за клоунами в цирке.
— Услышать в переполненной шумной комнате голос нужного человека.
— Заметить седую женщину (и вообще, изменить работу системы 1, перепрограммировав обычные автоматические функции внимания и памяти).
— Идентифицировать удививший звук, порывшись в памяти.
— Намеренно ускорить шаг.
— Следить за уместностью поведения в определенной социальной ситуации.
—  — Считать количество букв «а» в тексте.
— Продиктовать собеседнику свой номер телефона.
— Припарковаться там, где мало места (если только вы не профессиональный парковщик).
—  Сравнить две стиральные машины по цене и функциям.
— Заполнить налоговую декларацию.
— Проверить состоятельность сложных логических аргументов.

 


[1] Событие или явление считают тем более часто встречающимся (и более уверены в его обычности-всюдности), чем легче вспомнить примеры этого. Однако когда испытуемых просят вспоминать всё новые примеры в подтверждение их уверенность падает — именно в тот момент, вспоминание следующих пойдёт с большими затруднениями, чем до этого.
[2] Примеры ранжированы по возрастанию сложности

из Даниэла Канемана «Думай медленно, решай быстро» — тут, п.15.

Важно подчеркнуть, что систему 1 часто интерпретируют как «биологическую, врождённую» — это не верно. «В неё передаются» все культурные стереотипы, которые стали настолько автоматическими и необсуждаемыми, что входят в «социальное бессознательное«, вроде закона Филлипса, смертельных для негров стереотипов американской полиции, свидетелей и прочих добрых граждан, каковые к тому же  быстрее относят тот или иной объект к категории оружия, а не просто инструмента, если при этом показывается черное, а не белое лицо. Одновременные измерения активности головного мозга, вроде метода связанных с событием вызванных потенциалов (ССВП), показывают, что имплицитная реакция происходит в течение 100 миллисекунд. На сознательном уровне те же самые WASPы  могут демонстрировать недифференцированную реакцию на членов «другой» группы и часто вообще не осознают «особость» своего отношения к «чёрным».

Об авторе wolf_kitses