Недавнее исследование Мартина Гиленса и Бенджамина Пейджа показывает, что США — олигархия, а не демократия. Поскольку, как говорят американцы «доллар голосует большее число раз, чем человек.»
«Правительство США управляет страной в интересах богатых, а желания большей части избирателей не представлены в должной мере – к такому выводу в своем исследовании приходят Мартин Гиленс из Принстонского университета и Бенджамин Пейдж из Северо-Западного университета. Более того, интересы экономической элиты Штатов идут вразрез с нуждами среднего американского избирателя, и последний может рассчитывать на принятие необходимого ему решения только в том случае, когда оно не противоречит интересам элиты.
Авторы исследования проанализировали 1779 принятых правительством решений в 1981–2002 годах (в частности, по налогам или увеличению расходов на социалку). Мнения американцев об этих решениях (шкала из четырех вариантов ответа, от полного одобрения до полного отрицания), а также доход отвечающих выяснялись социологическим опросом.
Затем были отобраны две группы. Первая (назовем ее «средние американцы») – это 1% всех опрошенных, чей доход больше 49,5% самых бедных граждан, но меньше 49,5% самых богатых. Вторая (назовем ее «элита») – это 1% опрошенных людей, чей доход больше 89,5% относительно бедных граждан, но меньше 9,5% самых богатых. В 2012 году среднегодовой доход домохозяйства в США, относящегося к группе «средних американцев», составлял около $51 тысячи, а к «элите» – $146 тысяч.
Почему авторы выбрали группу «средних американцев» из самой середины выборки – понятно, но почему в качестве «элиты» взята не самая богатая группа? Дело в том, что выбранная «элита» (хотя название не совсем удачное) – это, с одной стороны, богатые люди, но, с другой стороны, еще не слишком богатые для того, чтобы нанимать лоббистов и продавливать свои решения через правительство. Таким образом, ученые могут быть уверены: если в результате исследования обнаружится, что правительство и работает в интересах «элиты», то прямой лоббизм тут ни при чем.
Так что же обнаружили Джиленс и Пейдж? Нагляднее всего это видно на графике средней вероятности принятия правительством какого-то решения в зависимости от доли людей, которые это решения поддерживают.
Что, по сути, говорит график 1? Он говорит, что сколько бы «средних американцев» ни поддерживали какое-либо решение правительства – 0%, 50% или все они, – вероятность принятия этого решения всегда равна 30%. Проще говоря, от того, что хочет «средний американец», ничего не зависит.
Теперь посмотрим на аналогичный график для «элиты»:
Здесь совсем другая картина: чем большая доля «элиты» поддерживает решение, тем вероятнее, что правительство примет именно его. Так, если поддержка нулевая, то и решение не будет принято. Если 95% «элиты» поддерживают какую-либо меру, то вероятность того, что правительство ее одобрит, – 60%.
Что можно добавить к графикам, которые говорят сами за себя? Авторы исследования отмечают, что интересы обычных людей достаточно часто совпадают с интересами элит – поэтому они не являются такими уж ущемленными, хотя все же можно было бы чаще прислушиваться к большинству [что отражает соучастие средних «слоёв США» в эксплуатации развивающихся стран одноимённым империализмом].
Собственно вывод дословно таков:
«Главный вывод, полученный в результате нашего исследования таков: экономические элиты и организованные группы представляющие бизнес-интересы имеют значительное независимое (от других групп населения) влияние на политику правительства США, в то время как группы, отражающие интересы общества в целом, и отдельные рядовые граждане, не имеют практически никакого влияние на правительство»
«Когда большинство граждан несогласны с экономическими элитами и/или группами с организованными интересами, граждане обычно проигрывают»«Демократия в США не позволяет рядовым гражданам задавать направление политики государства. Более того, даже это незначительное влияние почти полностью осуществляется зажиточными гражданами и бизнесом. Деньги являются основным фактором того, почему в избирательном процессе американские политики в большей степени реагируют на предпочтения элиты. Предпочтения той группы американцев, которые зарабатывают больше, чем 90% остального населения, как правило, совпадают с решениями правительства».