Обычно про карго-культ у нас говорят с известным расистским оттенком: мол, тупые дикари, что с них взять…
Однако же в книге Н.А.Бутинова про народы Папуа-Новой Гвинеи показано, что карго-культ родился путём абсолютно рационального вывода из посылок, данных в ощущении всякому папуасу: 1) У белых есть много всяких хороших вещей, и они рассказывают, что для их обретения надо много и усердно трудиться; 2) при этом всякий папуас знает, что много и усердно трудиться, на белых особенно, ведёт лишь к болезням и ранней смерти. В целом при капитализме, как в концлагере, не маленькая пайка губит, а большая — а в колониальном особенно.
Одновременное действие 1) и 2) автоматически ведёт к карго-культу:
«Основа кульга карго — культ недавно умерших предков, существовавший у папуасов и меланезийцев с незапамятных времен. Люди верили, что предки проявляют заботу о своих живущих на земле потомках, помогают им во всех их делах. Результаты заботы и помощи предков — хороший урожай, богатый улов рыбы, обильная охотничья добыча, в целом благополучная земная жизнь. Акцент в традиционном культе предков делается именно на земную жизнь. В загробную жизнь папуасы и меланезийцы тоже верили, но придавали ей не столь большое значение, по сравнению с земной. Для них загробная жизнь — это лишь недолгое пребывание в мире мертвых, а потом вновь возвращение в земную жизнь (в каждом новорожденном — душа одного из предков). Люди изготовляли из дерева резные фигуры предков, обращались к ним с просьбами о помощи, приносили им жертвы. Если предок не выполнял или плохо выполнял просьбы, обращенные к нему, его резную фигуру выбрасывали и вырезали фигуру другого предка с надеждой, что этот им больше поможет, лучше исполнит их просьбы.
На эту традиционную основу позднее наслаиваются явления, привнесенные «белыми» людьми, чужеземцами. В первую очередь это серьезное ухудшение условий жизни местного населения. Плантаторы отнимают у коренных жителей плодородные земли, принуждают к труду за нищенскую плату. Миссионеры переносят в религии акцент с земной жизни на загробную, призывают к смирению, покорности, терпению, обещая вознаграждение после смерти, заставляют уничтожать изображения предков и другие связанные с верой в предков предметы, запрещают традиционные обряды, песни и танцы.
«Белые» люди — это местные жители видят — не работают на огородах, не ловят рыбу, не ходят на охоту, не изготовляют свою одежду, свои орудия труда, свою утварь, не могут починить что-либо нуждающееся в ремонте и в то же время живут гораздо лучше местных жителей, работающих с утра до ночи. К «белым» людям прибывают откуда-то издалека (на кораблях, самолетах) ящики с грузами (карго), и в этих ящиках есть все: вкусная пища, новая одежда, железные орудия труда, алюминиевая посуда, изящные украшения. Откуда они все это получают? От кого? Каким образом? Европеец говорит местному жителю — учись, трудись, покупай технику, выращивай продукты на рынок, будешь таким же богатым, как и я. Местный житель принимает совет — учится, трудится, покупает технику, выращивает продукты на рынок, но богатым не становится. Никто ему карго не посылает. Значит, решает он, дело не в учебе, не в труде, а в чем-то другом. Европейцы не трудятся, а живут богато.
«Не будет преувеличением сказать, — пишет П. Лоуренс. — что туземцы вообще не в состоянии представить себе, что европейцы могут выполнять хоть какую-нибудь физическую работу, к поэтому полагают, что труд, при помощи которого белые люди приобретают новые товары, сводится к какому-то секретному ритуалу. Отсюда туземцы делают вывод, что ритуал должен неизбежно заменить физический труд» (437, 10). У туземцев возникает мысль, что все эти ценные вещи (карго) посылают не люди, а кто-то другой.
Кто именно? На этот вопрос, не получив убедительного ответа от «белых» людей, они отвечают сами. Тут им на помощь приходит их традиционный культ предков. Ответ таков: карго посылают предки туземцев, живущие а мире мертвых (этот мир расположен где-то далеко). При этом они посылают карго, конечно, не «белым» людям (как это значится на бирках, прикрепленных к ящикам), а своим ныне живущим потомкам. Но «белые» люди срывают эти бирки с именами местных адресатов, а потом прикрепляют к ящикам с грузами другие бирки со своими именами.
«Белые» люди присваивают себе, таким образом, те ценные вещи (карго), которые предки посылают из мира мертвых своим потомкам. «Одной из самых ярких их черт. — пишет Р. Берндт о культах карго, — является убеждение, что груз европейских товаров посылается предками или духами умерших… в дар их потомкам, но незаконно перехватывается на полпути европейцами» (249. 48).
Так считали, например, в районе Порт-Морсби, войти в гавань здесь можно было лишь через проход в коралловых рифах. Большие корабли вынуждены были стоять за рифами несколько часов, дожидаясь прилива. Папуасы объясняли это следующим образом: на кораблях — грузы, посылаемые им, папуасам, их предками. На грузах — ярлыки, где об этом ясно сказано, и адресаты названы по именам. Но служащие местной колониальной администрации, подплыв на лодках к кораблю и взойдя на палубу, срывают эти ярлыки с грузов и прикрепляют другие, с фамилиями европейцев (55, 133).
«Существовало поверье. — пишет папуас из племени ороколо А. М. Кики. — что где-то между Австралией и Папуа есть остров, на который белые свозили предназначенное для нас карго. Наши мертвые якобы посылали нам корабли с топорами, оружием, едой в банках и одеждой, а белый человек с помощью колдовства перехватывал наши корабли и менял имя адресата. Taк карго, предназначенное Харе, попадало к мистеру Хэрри; карго, предназначенное Каве. — к мистеру Кейву и т. д. В 1945 г. в Орокояо пришел человек. — продолжает А. М. Кики. — по имени Ларикапу. Он рассказал, что. когда японцы везли его в плен, он видел наших умерших родственников, и они показали ему, где спрятано наше карго. Нам остается только собрать деньги, купить корабль и отправиться в путь. Никто не усомнился в его словах, и каждый внес сколько мог денег. Корабль, конечно же, так и не был куплен, а тот человек сбежал из деревни» (43, 42).
Потом в деревню Ороколо пришел другой «пророк», и ему тоже поверили, опять начался сбор денег, чтобы купить корабль. А. М. Кики учился тогда в школе и верил в культ карго, и «пророк» нанял его выдавать расписки тем. кто приносил деньги. Дело кончилось тем же — «пророк» сбежал. Пришел третий «пророк» и сказал, что надо привести в порядок кладбище, и тогда умершие родственники покажут, где спрятано карго. И ему тоже поверили. А. М. Кики помнит, как он спиливал на кладбище деревья, посыпал белым песком могилы (там же. 43).
Для лидера культа карго не все и не всегда кончалось благополучно. Так, на одном из островов Адмиралтейства появился лидер культа «пророк» по имени Вапен. Ему будто бы во сне явился Иисус и сообщил, что в воскресенье прибудет карго. Вапен приказал уничтожить лодки, паруса и все, что есть в хижинах: глиняные горшки, раковинные деньги, браслет из зубов собаки. Только в этом случае, сказал он, прибудет корабль с карго. Все было сделано так. как он сказал. В воскресенье корабль не прибыл. Вапеп объяснил, что неверно понял Иисуса, корабль придет в следующее воскресенье. Корабль опять не прибыл. Приверженцы культа убили Вапеи (647,270).
Этнографы долго не могли понять действительно не очень простую вещь: папуасы и меланезийцы принимают европейцев за духов своих предков. Люди племени джате говорили: «Черный человек умирает, белый человек приходит». Они разменяли этнографам: «Духи мертвых вернутся в облике белых людей». Но этнографы не принимали этих разъяснений. «Вы, белые люли, этого не понимаете. — говорили люди племени джате. — Мы же это понимаем… Мы знаем больше, чем вы. Нам стыдно за вас — вы так мало знаете» (149, 205—206). Но к прежним представлениям о духах предков добавилось нечто новое. Духи мертвых, вернувшись в мир живых и попав на Новую Гвинею в облике «белых» людей, меняют, оказывается, не только цвет кожи. Резко меняется их характер. Когда-то они были добрыми, как и полагается духам предков, а теперь, поменяв цвет кожи и забыв о том, кто они такие по своему происхождению, стали алыми, бесчестными. Они отнимают у «черных» землю, за нищенскую плату заставляют работать на своих плантациях, оскорбляют, унижают. Некоторые этнографы долгое время, несмотря на все разъяснения папуасов, действительно не могли понять истинный характер культов карго. Ф. Уильямс, например, не смог придумать ничего вразумительного на этот счет. Он характеризует культ карго, вспыхнувший в 1919 г. в районе реки Вайдала (Папуа), как безумие, сумасшествие, массовое умопомешательство. Люди племени ороколо, писал Ф. Уильямс, «узнали» от одного из стариков, что придет корабль с карго для папуасов, но придет он при одном важном условии: надо отказаться от своих традиционных обычаев и обрядов. Люди поверили, сожгли маски, музыкальные инструменты, ритуальные украшения, уничтожили свой обшинно-родовой Кастом.
Под термином «Кастом» понимается традиционная культура. «Меня еще не было на свете, — пишет А М. Кики, — когда случилось знаменитое «сумасшествие» в Ваивала. Но я разговаривал со многими стариками, которые хорошо помнили те события. Их объяснения происхождения и смысла этого странного движения, — продолжает он, — резко отличаются от того, что писал Уильямс» (43, 40). Следует сразу же отметить, что не было никакого умопомешательства, как и вообще ничего странного в этом движении. Был культ карго. Соединились три фактора. Один связан с общинно-родовым строем — вера в реинкарнацию, в то, что духи умерших возвращаются в мир живых Второй фактор связан с влиянием миссионеров, с их требованиями отказаться от «язычества» и принять христианскую веру. И, наконец, третий фактор — сам колониальный режим, не оставляющий никаких надежд на улучшение невыносимых условий земной жизни, кроме надежд на помощь сверхъестественных сил. В результате соединения этих трех факторов и возникает культ карго.
Женщина идет к реке Ваилала ловить рыбу. Ей кажется, что плывет большой корабль, а на палубе стоят умершие из ее деревни. Она бежит в деревню и призывает всех забыть старые обычаи, свой Кастом. Люди уничтожают все, что связано с «язычеством». Роют большие ямы, спускают в них веревки из тростника — умершие через эти веревки будут говорить с живыми. Более того — люди перестают работать на огородах, обрекают себя на голод. Миссионеры привили им идею смирения, покорности — карго получат лишь те, кто нищ и гол, и они становятся нищими, ждут милостей от духов предков. Понять их можно. Так культ предков, с которым люди связывали надежды на более обильный урожай, на лучший улов рыбы, вообще на улучшение своей житии, в новых условиях, не порывая связи с традицией, переродился, приобрел совершенно иной вид и стал приносить людям огромный вред.
Любопытная история произошла в племени ороколо. Туда прибыл Улли Бейер, известный правозащитник, чтобы вместе с А. М. Кики работать над книгой о хохао — овальных досках, на каждой из которых вырезано изображение человека. «В старые времена, — пишет А. М. Кики, — у каждого клана было несколько таких хохао, с изображениями особо почитаемых предков» (43, 137). По своему назначению хохао племени ороколо подобны те- лумам племени бонгу — и те и другие хранились в мужском доме, изображали «больших людей». У ороколо уже не было мужских домов — они сгорели, а вместе с ними сгорели и хохао. Те хохао, что случайно уцелели, хранились в семейных хижинах, повернутые лицом к стеке. Стало известно, что одна из хохао зарыта в землю. На этой хохао было изображен «большой человек» по имени Кивовиа. Он приснился одному из стариков и попросил, одев его по-новому, отпустить туда, откуда он пришел, — в землю. На хохао навели шорт, рубашку, галстук, похоронили на кладбище. Целых три дня А М. Кики и У. Бейер уговаривали стариков выкопать Кивовиа. Уважение к ним было велико, но к Кивовиа еще больше. Старики наконец согласились, даже начали ночью копать. Но грянул гром, сверкнула молния — Кивовиа сердится. Раскопки прекратились к великому огорчению А М. Кики. Он не мог больше ничего сделать, тем более что и сам разделял в какой-то мере чувства стариков. Однажды он увидел в музее а Порт-Морсби хохао, которую, когда он был еще совсем маленьким, вырезал его дядя, брат матери. «Я наблюдал, — пишет А. М. Кики, — за его работой с начала до конца, с того момента, как он срубил дерево, и до последнего нанесенного на хохао мазка. Я слушая, как он произносит заклинания, видел, как он режет дерево, помогая ему растирать краски. А теперь, — с возмущением замечает А М. Кики, — она висит на стене в Порт-Морсби, проданная кем-то из моих бесчувственных сородичей» (там же, 138).
На Берегу Макяая культ предков, помогающих своим потомкам, соединился с христианской версией о Боге и его сыновьях. Папуасы говорили Н. Н. Миклухо-Маклаю о предке по имени Аиут, но он не до конца их понял и подумал, что они говорят о стране под названием Аиут. Дух Аиут, под влиянием миссионеров, превратился а Бога-создателя: он сотворил небо и землю, растения и животных. У него был сын Мануп. Потом Мануп умер, дух его вошел в деву Марию, и появился на свет Христос, который создал каменные орудия для папуасов и другие предметы и явления их культуры, а потом отправился » Австралию и там сотворял города, корабли, магазины, разные товары. Почему он, будучи на Новой Гвинее, не сотворил то же самое там, для папуасов не вполне ясно.
Таким образом, Христос — это вернувшийся в мир живых дух Мануп. Анут, Мануп и Христос — все чернокожие. Христос решил исправить свою оплошность — отправиться вместе с миссионерами на Новую Гвинею и создать для «черных» все то, что он создал для «белых». В Австралии «белые» узнали об этом и распяли Христа. А потом создали библейскую версию с «белым» Богом к «белым» Христом. Миссионеры скрывают от папуасов, что Христос — «черный». Они вырвали из Библии ту страницу, где написано об этом. Но Христос является к кому-то из папуасов во сне и даст совет, как встретить корабль (или самолет) и не дать «белым» присвоить карго, изготовленное предками папуасов для своих потомков (441,94).
Немалую роль в возникновении культа карго сыграли миссионеры и в других местах. Под их влиянием некоторые лидеры культа обращались с просьбами о присылке карго не к предкам, а к христианским святым. Один из лидеров культа на Берегу Мак- лая заявил, что он — апостол Павел и может общаться с Богом по радио (110, 25). В долине реки Марктам лидеры культа обращались с просьбами к Христу (149, 230). В районе Маданг произошло слияние библейского сюжета о Симе. Хаме и Яфете с местным мифом о двух братьях — Килибобе и Манупе. Согласно мифу, Килибоб и Мануп создали землю, дали своим предкам все предметы и обычаи традиционной культуры. Под влиянием миссионеров возникла версия, что Килибоб стал светлокожим предком европейцев (в одних версиях — Симом, в других — Яфетом); он посылает «белым» людям карго. Хам же остался темнокожим к своим потомкам, тоже темнокожим, ничего не посылает (437, 13).
По некоторым версиям, ближайшим потомкам Хама было предложено на выбор — либо карго, либо Кастом (то есть та культура, которая стала традиционной), и они по ошибке, а может быть, еще не зная, что такое карго, предпочли Кастом (149, 263). Появилось даже предположение о том, что о секрете получения карго (откуда? от кого? каким образом?) написано в Библии и он известен миссионерам, но они, не желая, чтобы о секрете узнали местные жители, вырвали из Библии ту страницу, где он был раскрыт (там же, 90). Надо отметить, что в переводе Библии на язык пиджин-инглиш содержится много неточностей. В Библии, например, говорится: «Бог благословил Ноя», а в переводе на пиджин это выглядит так: «Бог дал Ною карго». Выражение «С нами Бог» перевезено на пиджин «Бог пошлет нам карго» (там же. 84).
Характерная черта культов карго — призыв к отказу от некоторых явлений традиционной культуры, к замене их явлениями культуры европейской. Так, лидер культа карго по имени Мамбу (район Маданг) призвал к отказу от традиционной одежды — мужских набедренных поясов из коры и женских травяных юбок. Мамбу заявил, что европейские товары производят предки в мире мертвых. Мужчины стали носить набедренные повязки из европейских тканей, а женщины — длинные платья. Владельцы местных лавок, кстати, очень обрадовались повышению спроса на европейскую одежду (198, 131). В племени мекео в роли лидера культа карго в 1940 г. оказалась женщина, что было резким нарушением норм традиционной культуры, отстраняющей женщин от важных событий социальной жизни. Более того, она демонстративно нарушила закон экзогамии, выйдя замуж за члена своего рода, призывала к отказу от традиционных украшений и т. д. (144, 5).
На Новой Ирландии лидер культа карго требовал отказа от экзогамных норм, ссылаясь при этом на духа предка, который будто бы сообщил ему во сне, что такие нормы можно не соблюдать. Здешняя молодежь давно уже выражала недовольство по поводу родовой экзогамии, но обычай, тем не менее, строго соблюдался. Однажды имел место любопытный случай. Священник отказался обвенчать пария и девушку, принадлежащих к одному и тому же роду: он стоял за соблюдение родовой экзогамии (692, 5). На о. Бука лидер культа карго отменил многие традиционные нормы, например, раскрыл женщинам процедуры обрядов инициации, что держалось от них в строгом секрете (161, 575).
Культы карго были и в других регионах: в районе Пангиа (дистрикт Южное Нагорье), на о. Каравар (остров между Н. Бринией и Н. Ирландией) и т. д. На о. Каравар культ получил название «хаун» (возможно, от англ. account — счет в банке). Жители этого острова решили стать такими, как европейцы. Такое же решение приняли люди племени виру (Южное Нагорье). Те и другие заявили, что все прошлое, доевропейское, — ошибочно, лаже греховно. На Д. Кларка, изучавшего их культы, они смотрели как на идеал человека. Дьявол не придет в ту деревню, говорили они, где жил Д. Кларк (219, 46). Известно более шестидесяти культов карго на Территории Папуа и Новой Гвинеи в основном в 1930—1940-х гг. Разумеется, не все культы карго, имевшие место в этот период, изучены. Культы карго возникали и позже. Они широко распространены на о-вах Адмиралтейства, на о. Бука. Г. Эккерт, изучавший эти культы в пяти районах (о. Сайбей в Торресовом проливе, побережье Папуасского залива, Миян-Бэй, о. Бука, о. Эспирту-Санто), отметил три общих для всех этих культов черты: 1) люди враждебно относятся к европейцам. 2) перестают работать на огородах. 5) верят а приход корабля с карго (264).
Культ карго давая о себе знать и после того, как колония Папуа и Новая Гвинея перестала быть колонией (а также и подмандатной территорией, что одно и то же) и стала подопечной Территорией Папуа и Новая Гвинея. В Маланге, недалеко от Берега Маклая. В 1965 г. возник «культ карго» а виде культа красных ящиков. Берут красный ящик, в него кладут немного денег, совершают обряд, ящик закрывают, и через некоторое время, иногда немалое, в ящике, как полагают, окажется много денег (528, 148). Неудача в достижении этого результата разочаровывала людей, но они объясняли ее тем, что обряд был проведен не вполне правильно (529, 43). Число сторонников культа не уменьшаюсь, а, наоборот, увеличивалось. Культ красных ящиков вышел далеко да пределы Маланга, проник в горные районы, где во главе его стоял папуас по имени Макла (не исключено, что здесь нашла свое отражение память о Н. И. Миклухо-Маклае). Он построил маленькую священную хижину, где общался с духами. Владелец местного магазина продал культистам много красных ящиков. Макла добыл себе двух жен, пообещав внести плату за них деньгами после того, как ящики будут открыты. Культ красных ящиков просуществовал до 1978 г.
На Берегу Маклая лидером культа карго стал папуас по имени Яли, член племени нганнг. Он прошел весьма сложный жизненный путь. Работал в Маланге, сначала прислужником в баре, потом — в отеле. Через три года вернулся в деревню. Кнап назначил его туатулом. В конце 1930-х гг. ушел в Рабаул, учился там в школе туземной полиции, по окончании три года работал в разных местах (Лаэ, долина реки Маркгам, п-ов Гуои), затем оказался на о. Били-Били. Здесь Яли был свидетелем того, как члены культа карго уничтожили все свои огороды, полагая, что это ускорит прибытие ожидаемых ими от предков грузов. После этого он опять служил в Маланге, затем был направлен на о. Каркар, чтобы арестовать членов культа карго под названием «Кукуанке». Слышал, что один из «пророков» этого культа предсказал во время войны с японцами бомбардировку Маданга, и это предсказание сбылось. Яли ушел в район Финшхафен, побывал на Н. Бринтании, помогал там эвакуировать беженцев. В 1942 г. на возглавляемый им отряд полиции напали японцы. С остатком отряда ему удалось бежать. Служил в Порт-Морсби в должности сержанта полиции. Был послан в Квинсленд для обучения приемам войны в джунглях. Служил потом в австралийской армии, обучая рекрутов близ Брисбена. Был повышен в чине — сержант-майор.Вернулся на Новую Гвинею, воевал против японцев. Побывал в Вамимо, Аитапе, в районе Сепик, в Финшхафен. В 1945 г. он — в Сиднее, потом — на Н. Британии, в Маданге, Лаз. В этом году закончилась его служба в армии, и он вернулся на Берег Рай. Здесь его сочли духом, вернувшимся из мира мертвых, «пророком». Про него говорили: «Яли игат пауа» («Яли имеет силу»; при этом имелись в виду сверхъестественные силы).
В 1948 г. Яли стал лидером культа карго. Не помогут нам, говорил он, ни миссионеры, ни кнапы, помогут нам только наши предки, они пришлют нам деньги, на них мы купим нужные нам вещи. Яли возродил некоторые традиционные обряды, предсказывал прибытие корабля с грузами для папуасов (от предков). Колониальная администрация в 1950 г. заключила его в тюрьму. Выйдя из заключения, он продолжил свою деятельность лидера культа карго. Когда к нему прибыл этнограф П. Лоуренс, Яли провел его в секретное помещение своей хижины и показал священные музыкальные инструменты; их звуки суть голоса божеств, язык которых он понимает (438). В 1964-1966 гг. Яли был председателем местного совета на Берегу Маклая. В 1964 и 1968 гг. баллотировался на выборах в Палату Ассамблеи от избирательного округа Берег Рай, но потерпел поражение. После этого заявил, что он сам по себе — божество, «тибед кинг Яли» («бог король Яли«); многие так его и называли.
Узнав от других (учившихся в правительственной школе), что человек произошел от обезьяны, он соединил концепцию Ч. Дарвина с тотемизмом (449, 16). О дальнейшей судьбе его сведений нет. В 1971 г. мне посчастливилось побывать на Новой Гвинее, на Берегу Маклая. Представитель колониальной администрации просил нас, членов этнографического отряда, не ходить группами на мыс Гарагаси. Там в 1871— 1872 гт. стояла хижина Н. Н. Миклухо-Маклая, а ныне установлен скромный памятник, точнее напоминание о том, что здесь когда-то жил русский ученый. Папуасы могут подумать, если мы будем туда ходить, что под мемориальной плитой зарыты товары, присланные духами умерших, и начнут здесь раскопки. Может вспыхнуть культ карго (3,151).
В 1980-х гг. на Берегу Маклая была сделана попытка возродить культ карго. Эту попытку предпринял сын Яли по имени Сингина. Он попытался вложить в культ карго новый смысл. Термин «культ карго», заявил Сингина, надо понимать по-новому: этот термин в его трактовке означая только само — экономическое развитие. Тагоу, один из ближайших сподвижников Яли, возглавил движение «Лобос», цель которого — восстановление прежних общинно-родовых норм и обычаев. «Никакой мы не культ карго, — заявил он, — мы помним наших предков и хотим жить по их правилам» (117, 24-29). Другой житель Берега Маклая, Меби Натуна, на это заявление Тагоу через еженедельную газету «Times of New Guinea», выходящую в Порт-Морсби, обратился с призывом: «Пожалуйста, впредь никакого культа карго, — только никаких более культов карго» (696). Действительно, хотя Тагоу и отрицая причастность свою и движения «Лобос» к культу карго, но на деле такая связь была: мы хотим только одного, говорил он, чтобы корабли и самолеты доставляли товары не в Сидней, а на Берег Рай.
Лидерами культа карго в районе Сепик стали Матиас Яливан и Даниэль Хавина. Здесь, на горе Рурун, американцы и англо-австралийцы в 1962 г. установили бетонные топографические знаки. Лидеры культа заявили, что тем самым «белые» оскорбили духов предков, надо эти знаки удалить. Был назначен день удаления: 7-й день 7-го месяца 1971 г. (число 7 здесь магическое). Проводятся одно за другим многолюдные собрания. Газета «Пост Курьер» I5 мая 1971 г. сообщает «15 тысяч человек участвуют в обрядах культа карго». Лидеры культа утверждают, что акт сотворения Богом Адама и Евы имел место в Папуа и Новой Гвинее. Так написано будто бы в настоящей Библии, которая до папуасов не дошла. В той Библии, которая дошла до папуасов, об этом нет ни слова. Не указано также, что у Авеля была темная кожа, а Каин был светлокожим. На собрании в мае 1971 г. лидеры культа карго сообщают, что после удаления с горы Рурун бетонных знаков прилетят 400 американских самолетов с грузами для папуасов от их предков. Юноши и девушки сторожат на горе Рурун — духи мертвых, надеются они, доставят сюда деньги. Наступает 7-й день 7-го месяца 1971 г. — бетонные знаки удалены, но ни самолетов е грузами, ни денег нет (701).
Матиас Яливан на выборах в Палату Ассамблеи в 1972 г. выставил свою кандидатуру и победил соперников, набрав 83 % от общего числа голосов. Но и в Палате Ассамблеи, где он надеялся раскрыть секрет получения карго, он ничего не добился и секрета благополучия европейцев не смог открыть. Даниэль Хавина, его соперник по культу, торопил его — надо найти для местных жителей путь к благополучию, «путь к карго». Матиас Яливан назначил своим представителем в парламенте другого, а сам вернулся в родную деревню. Этот культ карго в 1973-1983 гг. изучал этнограф П. Геш. Местные жители обратились к нему с просьбой: открой нам секрет, что надо нам делать, чтобы достигнуть такого же уровня культуры, как у европейцев?
Тот ответил: для этого необходимы школьное образование, новая техника, разделение труда, работа на рынок, местные жители создали школу, женский клуб. Построили магазин, купили грузовик, стали выращивать рис и кофе на продажу. Но и этот путь к благополучию оказался для них слишком длинным и трудным, и желанная цель не была достигнута (там же, 231). Нужна была помощь, пусть даже небольшая, со стороны австралийской администрации, но этой, хотя бы небольшой помощи местным жителям оказано не было.
Были, наряду с культом карго, прямые выступления против колониального режима. На о. Бука лидер культа карго пообещал, что скоро прибудет груз с огнестрельным оружием. В деревнях начались военные учения с деревянными «ружьями» и копьями. Велась подготовка к изгнанию европейцев с острова 9264, 32). Культ карго приобрел новую цель — чтобы сами местные жители управляли своими делами, а не кто-то, пришедший извне, под видом мандатной системы. Обстановка становилась все более взрывоопасной. Все чаше происходили и на других подмандатных территориях выступления против мандатной системы.
То же самое примерно было и в других регионах. Местные жители надеялись на то, что духи предков пришлют им винтовки. Самый популярный лозунг— «Папуасская земля — папуасам». Культы карго с ликвидацией мандатной системы и с переходом к системе опеки стали приобретать политический характер.»
Бутинов Н.А., 2000. Народы Папуа Новой Гвинеи (от племенного строя к независимому государству). СПб.: Петербургское востоковедение. 384 с