«О реализации проекта «Полет надежды» (восстановление исчезающей популяции стерха с использованием мотодельтапланов) в России в 2012 г.
Среди объектов животного мира Российской Федерации, нуждающихся в экстренных мерах охраны, в особенно сложном положении оказалась популяция стерха, гнездящаяся в Западной Сибири. Её численность к концу ХХ века снизилась до двух десятков особей, что представляет реальную угрозу полного исчезновения.
В сложившейся ситуации традиционные меры охраны оказываются малоэффективными. Поэтому в последние годы основное внимание уделяется разработке и реализации программы реинтродукции стерха на основе выпуска в природу птенцов, выращенных в питомниках. С начала 1990-х гг. в природу выпущено разными методами около 160 стерхов, в результате чего наметилась стабилизация популяции (рис. 1).
Однако этого оказалось недостаточно, поскольку птенцы без родителей с трудом адаптируются к жизни в дикой природе. Наиболее перспективным решением этой проблемы признан метод обучения птенцов навыкам полёта и освоения заданных параметров дальней миграции с использованием дельталётов (мотодельтапланов), апробированный в США при восстановлении мигрирующей популяции американского журавля. В результате специальной подготовки птенцы воспринимают мотодельтаплан в качестве лидера стаи и следуют за ним до места зимовки наиболее безопасным маршрутом. При такой схеме более 90% птенцов после зимовки самостоятельно возвращаются на место выпуска.
Учитывая перспективы нового метода, российские специалисты разработали проект «Полёт надежды», который предполагает проводку птенцов стерха, выращенных в питомнике, с гнездовий в Ямало-Ненецком автономном округе через Западную Сибирь и Казахстан на юг Узбекистана (р-н г. Термез), где впервые в мире будет создана альтернативная зимовка стерха. Создание такой зимовки позволит значительно (на 2 тыс. км) сократить трассу пролёта и снять проблему потерь популяции во время миграции в Индию через Афганистан и Пакистан, где практикуется практически нелимитированная охота на журавлей.
Проект реализуется в соответствии с Планом действий Меморандума о взаимопонимании в области принимаемых мер по сохранению стерха в рамках Конвенции по мигрирующим видам (Боннской конвенции).
В 2012 г. в Питомнике редких видов журавлей Окского государственного заповедника (Кашенцева, данный выпуск, с. 75) подготовлена группа из 10 птенцов, способных следовать за дельталётом (рис.2,3).
В середине августа птенцов доставили в Ямало-Ненецкий АО (полевая база «Кушеват» в 200 км к югу от Салехарда), где они прошли адаптацию к местным условиям и продолжили полётные тренировки до начала сентября (рис. 4, 5). В начале сентября полевую базу «Кушеват» посетил Президент России В.В. Путин, который ознакомился с целями и задачами проекта и совершил несколько тренировочных полётов со стерхами (рис.6,7).
8 сентября началась транспортировка шести молодых стерхов на судне вверх по Оби от п. Горки до г. Ханты-Мансийска, далее вверх по Иртышу до с. Уват. Во время остановок судна совершали тренировочные полёты птенцов с дельталётом для навигационного закрепления отрезка миграции, а также развития физических кондиций и лётных навыков (рис. 8, 9).
От с. Уват птиц транспортировали на автомобиле. В соответствии с планом, маршрут общей протяжённостью около 2 тыс. км завершился в федеральном заказнике «Белоозёрский» (Армизонский р-н Тюменской обл.) близ границы с Казахстаном 19 сентября.
Стерхов, освоивших северное плечо миграции, планировали выпустить к диким серым журавлям (рис. 10), с которыми они должны были полететь на зимовку. Такие выпуски неоднократно проводили в предыдущие годы. При этом рассчитывали, что после адаптации и присоединения к стае серых журавлей два стерха будут отловлены и доставлены в питомник Окского заповедника, а затем авиарейсом отправлены на место планируемой альтернативной зимовки в район г. Термез (Узбекистан) для выпуска там с целью тестирования условий зимовки.
Однако 3 октября (на 2-3 недели ранее обычных сроков) выпал первый снег, и серые журавли покинули территорию заказника. К этому времени стерхи находились в контакте с серыми журавлями всего неделю, с 23 сентября, и этого срока не хватило, чтобы объединиться со стаей диких журавлей (обычно на это уходит около трёх недель). Тем не менее, один стерх мигрировал вместе с серыми журавлями, пролетел с ними около 500 км, но, не будучи ещё готовым к дальней миграции (скорее всего не по физическим, а по социальным параметрам) отстал от стаи и был отловлен в Казахстане жителями с. Кумай Есильского р-на Акмолинской области. Информация об этом поступила в Комитет лесного и охотничьего хозяйства МСХ Казахстана, руководство которого очень оперативно предприняло необходимые действия для организации квалифицированной передержки стерха, который впоследствии был доставлен в питомник Окского заповедника (Постельных, данный выпуск, с. 91).
Оставшихся стерхов после отлёта серых журавлей вернули в питомник Окского заповедника. Этих птиц весной 2013 г. намечено выпустить в природу на местах гнездования стерхов в бассейне р. Куноват. В феврале – марте 2013 г. нами совместно с узбекскими коллегами проведены дополнительные исследования альтернативной зимовки стерха, которые подтвердили несомненную перспективность использования крупной зимовки серого журавля (более 30 тыс. особей) в пойме Амударьи в р-не г. Термез (рис. 11) на границе с Афганистаном для выпуска здесь стерхов в рамках проекта «Полёт надежды».
Информационный бюллетень рабочей группы по журавлям №12. C.86-90
P.S. «Полеты со стерхами» — как раз немногое позитивное в политике Путина. Причем это такое же обезьянничанье с западной практики, что и негативное ядро – неолиберальное ядро, проводимые «корифеями всех наук» из ВШЭ во главе с получившим за это орден и вступившим не куда-нибудь, а в «Народный фронт» г-ном Кузьминовым. На Западе что политики-тяжеловесы, что звезды шоу-бизнеса привлекают внимание и деньги к охране природы, особенно так называемых «харизматических видов», вроде изящных леопардов, умных дельфинов, пушистых совят и т.д. Вот и Путин раз за разом так делает: куда конь с копытом – туда и рак с клешней.
Хотя когда природоохранный пиар расходятся с прибылью дружественных бизнесов, он заканчивается немедля и сразу. Стоит сравнить его позитивные высказывания о «Гринпис» с преследованием участников акции на «Приразломной».
Но вот либералы, высмеивая полет со стерхами, наглядно показали, что они хуже «путинской хунты» (так они для обмана населения звали режим, проводящий их собственную экономическую политику в белоленточные времена). Причём хуже по строго либеральному критерию — они проиграли во внутривидовой конкуренции, которая, как известно, среди представителей господствующего класса отбирает носителей наиболее эффективных — менее грубых, менее оскорбительных, более льстящих и пр. техник управления демосом.
Поэтому организованные ими выборы в «Координационный совет оппозиции» (КС, если кто ещё помнит такого покойника) внезапно оказываются сильно менее честными, чем те, которые дирижирует Чуров, там присутствует имущественный ценз (и либералы в КС вслед за людоедицей Латыниной хотят его распространить на выборы вообще). Да и после всех скандалов с избранием деятели КС не стесняются шокировать даже своих хорошо узнаваемым людоедством, а сам КС, который как бы правительство оппозиции, совершает шаги, вызывающие недоумение и раздрай опять же среди своих.
В то время как теневое правительство должно быть (ну или выглядеть) дельнее и компетентнее официального, и не плевать потенциальному избирателю в лицо, а пудрить мозги путём националистических или ещё каких мифов.
При такой разнице в человеческих качествах выбор, какой группе жуликов и воров доверить управление, вполне очевиден и для белоленточных неблагоприятен. Как со стороны родимой буржуазии, так со стороны иностранных инвесторов, всё чётче ориентирующихся на путиных-назарбаевых-алиевых и ко.
Мнение же населения пока, увы, не имеет значения — и в этом вина красных, почти полностью растворившихся в невнятном «левом движении», неспособном предложить прмивлекательную альтернативу в виде иного общественного устройства, а не латания дыр нынешнего. И это в условиях, когда 32% населения приняли бы участие в гражданской войне на стороне красных, 8% — белых, прочие — не определились.