На фоне ближневосточных новостей все как-то упускают, что в Париже идёт совещание по проблемам изменения климата — которые, в отличие от политики, затронут всех: климатических беженцев уже сейчас полно, дети современных туристы коралловых рифов не увидят и так далее.
См. обсуждение, какие данные показывают, что потепление идёт и именно по антропогенным причинам, и рассказ на ту же тему
Как обычно бывает в связи с подобными саммитами, и патриоты, и либералы разражаются текстами о том, что мол, всё это фигня, выдумка то ли зелёных, то ли социалистов, то ли врагов России. Примеры: раз, два.
Усердствуют так они потому, что при капитализме решить эту проблему нельзя, нужно последовательное ограничение рынка, с вытеснением его планом, так что защитникам «свободы предпринимательства» остаётся только искажать реальное положение дел в СМИ и подкупать менее стойких. Или, как страусам, прятать голову в песок.
Как показывает Майк Дэвис в «Кто построит ковчег?«, золотой дождь доходов от высоких цен на ископаемые виды топлива в следующем поколении будет потрачен на семимильные небоскрёбы, «мыльные пузыри» активов и мегавыплаты акционерам, но не преобразован в технологии возобновляемой энергии. Последним займутся, когда «жареный петух клюнет», то есть изменения климата чувствительно помешают бизнес-активностям, производившимся «как всегда». Это начнётся примерно при концентрации СО2 350 частей на миллион, так что ждать осталось недолго
«Дениалисты1 глубоко заблуждаются относительно научных фактов. Однако они понимают революционное значение изменения климата ― то, чего левые не замечают до сих пор.
Поступил вопрос от джентльмена из четвёртого ряда. Он представился Ричардом Ротшильдом. Рассказал, что баллотировался в комиссары округа Кэрролл, штат Мериленд, поскольку пришел к выводу: политика борьбы с глобальным потеплением является на самом деле «атакой на американский капитализм среднего класса». Его вопрос участникам публичной дискуссии, собравшимся в конце июня в Вашингтоне, округ Колумбия, в отеле «Марриотт», звучал так: «Насколько всё это движение является просто зелёным троянским конём, набитым красной марксистской социально-экономической доктриной?»
Здесь, на шестой международной конференции по изменению климата, которая проходит в Хартлендском институте, на главном собрании тех, кто посвятил себя отрицанию преобладающего научного консенсуса, что человеческая деятельность приводит к потеплению на планете, ― здесь этот вопрос расценивают как риторический. Всё равно, что на собрании представителей центральных немецких банков спросить, являются ли греки некредитоспособными. Однако участники конференции не упустят возможности указать спросившему, насколько он прав.
Крис Хорнер, старший научный сотрудник Института конкурентного предпринимательства, специализируется на том, что докучает учёным-климатологам необоснованными судебными исками и поисками компромата в рамках свободного доступа к информации. Он придвигает к себе микрофон: «Вы можете думать, что это имеет отношение к климату, ― мрачно произносит он, ― и так думают многие. Однако это необоснованное убеждение». Хорнер, чья преждевременная седина делает его похожим на правого политика Андерсона Купера, любит повторять вслед за Солом Алинским: «Проблема ― не проблема». Проблема ― в том, что «ни одно свободное общество не станет делать с собой то, что вынесено на повестку дня… Первый шаг по ней — устранение этих набивших оскомину свобод, которые все время мешают делу».
Заявление, что климатические изменения ― это заговор, а его цель ― украсть американскую свободу, по хартлендским стандартам, является достаточно банальным. На этой двухдневной конференции я узнаю, что предвыборные обещания Обамы поддержать местные заводы по производству биотоплива в действительности подразумевали «зелёный коммунитаризм», вроде «маоистского» плана поставить «печь для выплавки чугуна в каждом дворе» (Патрик Майклс, Институт Катона). Что изменение климата ― «ширма для национал-социализма» (бывший сенатор-республиканец и космонавт Харрисон Шмитт). И что экологи, подобно ацтекским жрецам, приносят в жертву бесчисленное множество людей, чтобы успокоить богов и изменить погоду (Марк Морано, редактор главного веб-сайта дениалистов climatedepot.com).
Но чаще всего я буду слышать вариации на тему того, что высказал окружной комиссар из четвёртого ряда: изменение климата является троянским конём, разработанным, чтобы уничтожить капитализм и заменить его на своеобразный эко-социализм. Как ёмко выразился один из докладчиков Ларри Белл в своей новой книге «Климат коррупции», изменение климата «имеет мало общего с состоянием окружающей среды, но напрямую связано со сковыванием капитализма и изменением американского образа жизни в соответствии с интересами глобального перераспределения богатства».
…Хартлендский институт ― «мозговой центр», который расположен в Чикаго и предан «продвижению решений для свободного рынка», ― проводит подобные обсуждения с 2008 года, иногда дважды в год. И, похоже, стратегия работает. В конце первого дня Морано ― который гордится, что дал начало истории с «Ветеранами катеров за правду» (Swift Boat Veterans for Truth2), провалившими президентскую кампанию Джона Керри в 2004 году, ― проводит собрание через несколько кругов почёта. Политика ограничения и торговля квотами на выбросы — не эффективно! Обама на саммите в Копенгагене — провал! Движение климатологов — обречено! Он даже озвучивает парочку цитат, которыми активисты-климатологи (и прогрессисты тоже) бьют по самим себе, и призывает публику «ликовать».
…Дениалисты сумели набрать обороты за счёт того, что связали климат с экономикой: они утверждали, что капитализм будет уничтожен ― и с ним исчезнут рабочие места, а цены взлетят вверх. Но пока всё больше людей согласно с протестующими «Occupy Wall Street», многие из которых утверждают, что капитализм сам по себе является причиной потери рабочих мест и долгового рабства, существует уникальная возможность побить правых на экономическом поле. Для этого понадобятся убедительные доводы, почему реальные пути выхода из климатического кризиса являются одновременно и нашей единственной надеждой на создание гораздо более просвещённой экономической системы, которая сгладит глубокое неравенство, укрепит и преобразит общественную сферу, создаст многочисленные и достойные рабочие места и полностью обуздает власть корпораций. Придется также отказаться от представления, что сохранение климата ― только один из пунктов в перечне достойных рассмотрения вопросов, соревнующихся за внимание прогрессивной общественности. Точно так же, как отрицание климатических изменений стало для правых ядром самоидентификации, тесно связанной с защитой существующих систем власти и богатства, научная реальность изменения климата должна занять для прогрессивных людей центральное место в общем нарративе об опасности безудержной жадности и о необходимости реальной альтернативы.
Создать подобное преобразующее движение должно быть не так сложно, как кажется на первый взгляд. В самом деле, по мнению «хартлендцев», изменение климата делает своеобразную революцию в левом крыле практически неизбежной — именно поэтому они так решительно отрицают реальность изменений. Возможно, нам стоит внимательнее прислушаться к их теориям ― может быть, они просто поняли что-то, чего левые до сих пор не замечают.
…Дениалисты решили, что изменение климата ― это выдумка левых, не потому, что раскрыли какой-то тайный социалистический заговор. Они поняли это, просто внимательно проанализировав, чего именно будет стоить такое быстрое и резкое снижение мировых выбросов углерода, какого требует климатология. Они пришли к выводу, что это осуществимо только путем радикальной реорганизации нашей экономической и политической системы ― путем, совершенно противоположным их вере в «свободный рынок». Как подчеркнул британский блоггер и постоянный участник хартлендских конференций Джеймс Делингпоул, «современное движение в защиту окружающей среды успешно продвигает многие идеи, важные для левых: перераспределение богатства, повышение налогов, расширение сферы государственного вмешательства и регулирования». Баст из Хартленда выразился ещё резче: для левых «изменение климата ― лучшее, что могло бы произойти… Ведь получается так, что мы должны будем сделать всё, что левые и так хотели сделать».
Вот моя неудобная правда: они не ошиблись3».
Примечания
1 Дениализм — идеологическая позиция, для которой характерно иррациональное отрицание, отказ принимать какие-либо достоверно установленные научные или исторические факты. Наиболее яркие примеры: получившая широкое распространение теория лунного заговора, отрицающая, что американские астронавты были на Луне, отрицание теории эволюции и антропогенного изменения климата. Дениалисты пробуют исключить из своего мира реальность, которую не хотят и не могут принять.
2 Политическая группировка ветеранов морского флота США и военнопленных во Вьетнаме, сформированная во время президентских выборов в 2004 году, чтобы противостоять кандидатуре Джона Керри. Название группировки стало нарицательным для нечестной политической борьбы и ложных обвинений политических оппонентов.
3См. Наоми Кляйн. «Капитализм vs климат», http://commons.com.ua/kapitalizm-vs-klimat/.
Правда, в научном плане написанное Н.Кляйн тоже не вполне адекватно. Сейчас понятно, что проблема антропогенных изменений климата неразрешима сокращением выбросов, нужно выводить углерод из круговорота, и для этого сохранять значительные пространства ненарушенных природных биомов, особенно бореальных лесов и болот. См. «Изменения климата…».
По сравнению с их «экологическими услугами» попытки достичь того же результата техническими средствами (например, У. Брокера и Д.Шрэга), хотя и разумны, слабы и малоэффективны. См. «Угленейтрализаторы», http://climate101.livejournal.com/13453.html ; https://en.wikipedia.org/wiki/Daniel_P._Schrag
И именно преимущества плановой экономики советского образца позволили «не расточать» такие пространства при хозяйственном освоении территории. См. «Экосистемные последствия лесоэксплуатации: Восточная Финляндия vs Карелия», http://www.socialcompas.com/2014/09/24/e-kosistemny-e-posledstviya-lesoe-kspluatatsii-vostochnaya-finlyandiya-vs-kareliya/ . Торговля же квотами на выброс парниковых газов или неэффективна, или контрпродуктивна.