Применение пытки в инквизиционном процессе было узаконено папой Иннокентием IV в 1252 г. и подтверждено Александром IV в 1259 г., а затем Климентом IV в 1265 г. Как правило, она должна была применяться светскими властями. Применение пытки самими инквизиторами, или даже их приближёнными, сержантами или другими светскими служителями, являлось нарушением процедуры. Кроме того, следовало соблюдать ещё некоторые четкие предписания: нельзя было получать признание обвиняемого рядом с пыточными инструментами, между пыткой и допросом должно было пройти самое меньшее три дня, пытка не должна была повлечь за собой ни потерю функций конечностей, ни тем более, смерть – все эти правила, были, впрочем, позаимствованы у уголовного суда. Тем не менее 7 июля 1256 г. Александр IV разрешил инквизиторам Тулузы взаимно снимать друг с друга отлучение, которое влекли за собой подобные нарушения при исполнении должности. Спустя четыре года, 27 апреля 1260 г., та же самая привилегия была дарована инквизиторам Каркассона. Таким образом, снимались все препятствия к применению пытки самими инквизиторами, при условиях, которые они сами были целиком и полностью вольны определять — что, к несчастью, приводило к наихудшим злоупотреблениям.
Папа Климент V попытался в 1312 г. предотвратить эти злоупотребления посредством буллы Multorum querela, запрещая подобное применение пытки без согласия епископа, но это вызвало яростный протест инквизитора Бернарда Ги (кто бы удивился — R.). 28 июля 1319 г. папа Иоанн XXII самолично снял обвинение в нарушении процедуры, в котором провинился церковый судья, доведший до смерти обвиненную в ереси женщину из Тулузен, кладя ей под подошвы ступней горячие угли.
Источник raimon-lo-fol