Красно-чёрные реки, коричневые берега.

Современная Украина является ярким примером того, что ситуация в обществе напрямую влияет на экологическую ситуацию в стране, а природа тоже страдает от последствий социально-экономического кризиса. Украина иллюстрирует общее...

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

eco

Современная Украина является ярким примером того, что ситуация в обществе напрямую влияет на экологическую ситуацию в стране, а природа тоже страдает от последствий социально-экономического кризиса. Бездействие коррумпированных органов государственной власти и разгул криминального бизнеса, который хищнически использует природные ресурсы, под охраной вооруженных людей с красно-черными повязками на руках, за несколько лет поставили страну на грань полномасштабной экологической катастрофы, последствия которой будут ощущаться многие годы.

"Резня" карпатского леса, посаженного в советское время

«Резня» карпатского леса, посаженного в советское время

Склоны Карпатских гор буквально на глазах облысели от массовой вырубки леса, который вывозят на экспорт в Европу, где лесные массивы находятся под тщательной охраной государственных служб. Причем, в мае 2016 года Международный валютный фонд заставил Украину снять мораторий на экспорт древесины, угрожая заморозить кредиты, в которых остро нуждается киевское правительство.

По словам экологов, только в Карпатах вырубленная территория превышает размерами тысячу футбольных полей. Описывая масштабы уничтожения лесных угодий, генеральный прокурор Украины Юрий Луценко красноречиво назвал происходящее экоцидом, однако «Карпатская резня» не прекращается – так, 1 августа жители прикарпатского села Парище блокировали автотрассу в знак протеста против вырубки леса, которую осуществляли сами поставленные охранять его лесники.

2 Помимо продажи, деревья все чаще идут на растопку – ведь после очередного повышения тарифов вице-премьер Украины Павел Розенко прямым текстом предложил украинцам переходить с газового отопления на дрова. А поскольку машина дров стоит сейчас от 2 до 3 тысяч гривен, это также стимулирует стихийную вырубку леса по всей территории страны, превращая ее в выгодный бизнес. И можно представить, сколько деревьев не переживет нынешней зимы, когда люди получат на руки новые платежки с «подарками» от украинских парламентариев.

Кризис преображает страну даже внешне, подобно геологическому катаклизму. Огромные территории Полесья напоминают сейчас лунный пейзаж – добытчики янтаря превратили их в песчаную пустыню, изрытую ямами и заваленную стволами погибших деревьев. Причем, несмотря на показушную имитацию борьбы с нелегальными старателями, которые используют военные вездеходы и обстреливают из автоматов армейские беспилотники, география добычи янтаря постоянно растет. На днях украинские правоохранители признали, что его активно копают в Киевской области, на территории Чернобыльской Зоны отчуждения – так что, можно ожидать, что вскоре старатели займутся промыслом прямо на околицах Киева, возле известного своим янтарным месторождением Межигорья. Тем более что здесь, в окрестностях украинской столицы, процветает нелегальная добыча песка для строительства пригородных особняков и коттеджных поселков. Земснаряды бесконтрольно качают его в районе Зазимья и Обухова, на Вишенках и Осокорках, уничтожая заливные луга, озера и рощи.

Конечно, все эти проблемы существовали и раньше, до Евромайдана – однако, тогда они имели совсем другие масштабы. Сегодня украинские предприниматели могут позволить себе безнаказанно нарушать все мыслимые нормы экологического законодательства – поскольку с контролирующими органами несложно договориться, а против недовольных местных жителей всегда можно выставить вооруженных ветеранов АТО, которыми комплектуются частные охранные фирмы. Поэтому, предприятиям выгодно экономить на утилизации отходов, выбрасывая их прямо в окружающую среду и не опасаясь ответственности за эти преступления.

1Серия «мусорных» скандалов, которые прокатались с начала лета по всей Украине, засвидетельствовала полный коллапс системы утилизации бытовых отходов – и на западе, где горел львовский мусор, и на юге, где аналогичное происшествие случилось на свалках города Николаева, и в Киеве, где жители Позняков требуют разобраться с ситуацией на хранилище отходов Дарницкой ТЭЦ, которое расположено на озере Гарячка – практически в центре огромного и густонаселенного района. В ветреную погоду здесь возникают так называемые «зольные бури», когда перегоревший шлак летит прямо в окна недавно построенным многоэтажным домам на Позняках. По мнению экологов, это может привести к вспышке онкологических заболеваний:

«Емкость этой свалки 600 тысяч тонн, что очень много. Это шлак и зола. Угрозу представляют, во-первых, неорганические вещества: оксиды железа, кремния, серы, ванадия, марганца и других элементов. При постоянном контакте с легкими эти вещества повреждают бронхи и альвеолы, что приводит к раздражению и воспалению. Возникает силикоз – «болезнь шахтеров», а хроническое воспаление ведет к онкозаболеваниям. Органические вещества еще страшнее. Это, в первую очередь, бензпирен, который образуется при горении и термической обработке органических веществ – один из самых сильных мутагенов и канцерогенов. Другая опасность – это наличие диоксинов. Последствия действия этих веществ будут ощутимы лишь через 5-10 лет, когда накопится количество, способное вызвать раковую опухоль. Излишне говорить, что постоянные болезни местных жителей из-за низкого иммунитета запросто могут стать постоянными спутниками из-за полихлорированных диоксинов из соседнего золоотвала», – рассказал журналистам химик-технолог органических веществ, житель Позняков Павел Приходченко.

Все последние четверть века чиновники и предприниматели эксплуатировали станции, хранилища и свалки, которые были построены и оборудованы еще в советские времена, почти не вкладываясь в их капитальную реконструкцию и строительство новых сооружений. Сегодня, когда в сфере «мусорного» бизнеса начался масштабный «передел», это поставило под угрозу экологической катастрофы всю Украину, где мусорные отходы только по официальным данным уже покрывают около 5% территории страны. А жидкие отходы все чаще сливаются в водоемы – только в июле на Украине было зафиксировано сразу несколько резонансных случаев загрязнения достаточно крупных рек, которые обеспечивают водой десятки тысяч людей.

1016830738

1016830677

Стихийная свалка мусора в Даринцком районе Киева.

Наиболее тяжелая ситуация сложилась на речке Остер – притоке Десны, которая питает водой украинскую столицу. Вода в реке, на которой стоят Нежин и Козелец, вспенилась, приобрела черный цвет и отвратительный запах, который сравнили с ароматами канализационных стоков.  Затем в Остре начался массовый мор рыбы, а вслед за ней по течению поплыли трупы мертвых бобров и домашних животных – коз и свиней, которые, по всей видимости, попробовали отравленную стоками воду. Экологи зафиксировали загрязнение стокилометрового участка реки, а живущие на ее берегах люди начали жаловаться на головную боль и тошноту. Наконец, депутат Александр Бригинец заявил о том, что почерневшая вода может попасть в Десну через давно не ремонтировавшийся шлюз с надписью «Слава Украине», а оттуда – прямиком в киевский водопровод.

В Киевсовете пока не считают, что городу грозит серьезная техногенная катастрофа, а власти Черниговщины долгое время пытались объяснить все происходящее естественными природными причинами, не реагируя на поступавшие жалобы. Однако, когда специалисты Минэкологии провели анализ загрязненной воды, в ней обнаружилось превышение предельно допустимой концентрации опасных химических веществ, а купание и вылов рыбы в Остре были официально запрещены. Нежинская прокуратура начала уголовное производство по факту загрязнения реки неизвестными веществами, а местные экологи говорят о том, что причиной происшествия могли стать сбросы удобрений на одном из сельхозпредприятий, которым владеют известные киевские бизнесмены.

"Мусорный кризис" во Львове. Точно такие же были вокруг Неаполя, где свалки контролирует мафия. Здесь она выступает как "слава нации" и контролирует всю страну.

«Мусорный кризис» во Львове. Точно такие же были вокруг Неаполя, где свалки контролирует мафия. Здесь она выступает как «слава нации» и контролирует всю страну.

Нечто подобное произошло в окрестностях Киева. Вода в реке Стугна, протекающей в районе города Василькова, стала ярко-красной, и в ней начала дохнуть рыба. Эта «казнь египетская» нешуточно напугала суеверных людей, и даже стала темой церковных проповедей. Полиция Киевской области открыла уголовное производство по статье за нарушение правил охраны вод – однако, по словам васильковцев, в городе прекрасно известно, что Стугну отравило местное предприятие, которое официально считается обанкротившимся и закрытым. Его антиэкологическую деятельность покрывают коррумпированные чиновники – хотя красное пятно ушло в Днепр, откуда берет воду множество городов, расположенных по течению главной украинской реки. Выброс в Василькове может иметь негативные последствия для их жителей – тем более, что как раз в это время в Днепр попала грязная вода из реки Сула, куда прорвались стоки из давно не ремонтировавшейся канализации. Оценивая это происшествие, Министерство экологии Украины заявило об угрозе экологической катастрофы, напомнив о недавних событиях в Измаиле, где оказавшиеся в питьевой воде фекалии вызвали эпидемию острой кишечной инфекции.

Загрязнение рек происходит в стране практически повсеместно. Так, жители города Барановка жалуются на рыбий мор в реке Случь. Они винят в этом Понинскую картонно-бумажную фабрику – по словам экологов, ее владельцы вообще перестали утруждать себя очисткой сточной воды. А возле Артемовска на Донбассе, в результате взрыва мины, в местную реку Кодымка попали отходы свинофермы – что привело к отравлению домашнего скота  и поставило под угрозу водоснабжение на значительной территории Донбасса.

3(2)От загрязнения страдает и море. Бывшая чиновница Херсонской мэрии Елена Мазур опубликовала у себя на фейсбуке фотографии, сделанные в курортном поселке Железный Порт. На них можно видеть обширную полосу буро-зеленой грязи, отделяющей пляж от морской воды – зрелище, которое может отбить охоту купаться даже на самой сильной жаре.

«В море так и не вошли. Где службы? Почему не чистят? У отдыхающих шок», – написала Мазур. Комментируя ее запись, жители Херсонщины напрямую увязывают эту экологическую проблему с политикой. После того, как Украина прекратила подачу днепровской воды в Северо-Крымский канал, Днепро-Бугский лиман начал активно опресняться, а это вызывает размножение водорослей, и прибрежная зона от Коблево до Железного порта активнее загрязняется массой биологического материала. Коммунальные службы не справляются с его уборкой в силу хронического недофинансирования. И зачастую курортники покидают берег, даже не попытавшись прорваться к морю через топкие коричневые берега.

Похоже, что наша страна постепенно приобретает репутацию глобальной свалки. В августе 2016 года Украина подписала кредитный договор с американской корпорацией Westinghouse, которая займется строительством хранилища отработанного ядерного топлива в Чернобыльской зоне отчуждения, и построит там же завод по производству топливных элементов для АЭС. Это принесет иностранной корпорации огромные прибыли, а неподалеку от Киева появится очередной атомный могильник – несмотря на однозначную реакцию в украинском обществе и серьезную критику со стороны независимых экологов. Кроме того, по мнению экспертов, ядерное топливо американской компании не соответствует техническим стандартам украинских атомных станций, которые рассчитаны на использование топлива советского образца. И это значительно увеличит риск возникновения нештатных и аварийных ситуаций.

Четверть века назад, во время распада СССР, патриотическая общественность активно поднимала тему экологических проблем, обвиняя «коммунистическую» власть в уничтожении украинской природы. Однако, по иронии судьбы, именно жадные до прибылей бизнесмены, в тесном союзе с националистическими политиками, превратили нашу страну в зону экологического бедствия – где даже реки символично приобрели цвет бандеровских флагов.

Источник liva

P.S. Всё это подтверждает общее правило — бизнес всегда и везде пробует сэкономить на созданных им экологических и социальных издержках; а фашистов использует, чтобы общество не посмело дать ему по рукам, можно было сие делать невозбранно.

Об авторе pronzus