Наш профессор Евгений Викторович Анисимов как-то рассказывал, что у публики в 90-ые непомерный интерес вызывала императрица Екатерина Великая. Бывало, мол, после лекции подойдет какой-нибудь особо заинтересованный слушатель и прямо так, без обиняков спрашивает знаменитого профессора-историка Евгения Викторовича Анисимова: «А правда, что Екатерина Вторая с конем… того ???» Тут, конечно, даже знаменитый профессор Евгений Викторович Анисимов терялся и не знал что и отвечать. А вот другой профессор, Джон Т. Александер не растерялся и, не побрезговав, посвятил этом вопросу целую статью. Как вы догадываетесь, для этого он не эксгумировал тело, чтобы найти какие бы то ни было факты присутствия коня на (или в… прости господи!) теле покойной императрицы, а совершил более тонкий ход — задался вопросом откуда вообще взялась эта, прямо скажем, грязная история.
Репутация Екатерины как сексуально «распущенной» женщины возникла практически сразу с начала ее правления, утверждает Джон Александер. Англичане были очень взволнованы переворотом и смертью Петра Третьего, который как они, конечно, знали был убит, а никак не умер от геморроидальных колик. В этой истории англичане (а в особенности не унимался писатель Уолпол) порицали императрицу не только за захват власти, но также клеймили Екатерину как мужеубийцу. Убийство мужа считалось преступление неслыханной дерзости, и признавалось противоестественным, так как нарушало патриархальный порядок. Также для образованного высшего общества 18 века, ориентировавшегося на классические сюжеты, мужеубийство прежде всего было связано с именем Семирамиды.
Образ реально существовавшей ассирийской царицы был сформирован, главным образом, греческими источниками. Семирамида обрела свою скандальную известность благодаря такой легенде. Муж Семирамиды предложил ей управлять 3 дня страной, но, к несчастью для мужа, первым, что она приказала сделать страже было — убить его. За долгую историю своего существования образ Семирамиды пополнялся. Она получила многие черты от богини Иштар, известной своими непомерными сексуальными аппетитами, и вообще не отличавшейся скромностью. В одной из непристойных версий легенды о Семирамиде она вообще вступает в сексуальную связь с лошадью. Для тех, кто решил, что это ее персональный, чрезвычайно экстравагантный выбор, скажем, что этот сюжет был довольно популярен в Возрождение и Раннее Новое Время. Одно из наиболее известных произведений, где его можно обнаружить — «Золотой осел» Аппулея.
Кроме общеевропейских литературных аллюзий, Джон Александер добавляет русский колорит. Согласно Ив Левин — специалистке по допетровской сексуальности — поза женщина-сверху в некоторых епитимниках именуется словосочетанием «на коне», и, конечно же, связывается с активной женской сексуальностью, которая так сильно и возмущала современников. Екатерину также часто изображали на коне и именовали амазонкой, что могло послужить почвой для сатирических и часто порнографических сюжетов. Так известна английская гравюра конца 18 века, имевшая широкое хождение среди населения благодаря низкой цене и отличному развитию типографий в Англии. Хотя на ней нет коней, но есть гвардейцы, лошадиная тема при особом желании может быть считана, если известен весь предыдущий контекст.
Все эти сюжеты с гвардейцами, жеребцами и Екатериной не являлись порождением российской желтой прессы 90-х годов или современной порноиндустрии, а создавались в 18 веке в в рамках определенного контекста. Однако, образ «развратной» императрицы продолжал циркулировать в различных вариациях и в 19 веке. Для конца 20 века «тема» все еще остается актуальной, насколько можно судить по фильму категории для взрослых «Katharina, die nackte Zarin», т.е. «Екатерина — обнаженная царица», производства ФРГ 1983 года. Подозреваю, также что это не единственный фильм в данном жанре, вдохновленный образом похотливой императрицы, но составление полной фильмографии оставим самым дерзким специалистам по паблик хистори.
John T. Alexander. Catherine the Great as porn queen / Eros and Pornography in Russian Culture 1999
Источник Социальное тело
P.S. Другой пример создания стигматизации этой царицы: в моём детстве был достаточно популярен «аляскинский миф» (бытовавший ещё до песни про это у «Любэ» 1986 г.), что Аляску продала именно Екатерина 2я, хотя она её приобрела. Это хороший пример, как работает когнитивный диссонанс. Носитель сознания, чтущего традиционный гендерный порядок (куда входит и «баба не может управлять», также как открывать) в ответ на опровергающий его факт выдумывает историю, «исправляющую реальность» (т.н. фактоид). В ней амальгамируются две идеи: потеря Аляски — крупное упущение в державостроительстве, ведь «где русский флаг поднят, он не должен спускаться»; и ответ на вопрос — как так получилось? ну управляла баба, а они не могут….
Противоположный пример фактоида, пытающегося незаслуженно «поднять», а не «опустить», как с царицей — творчество симпатизантов «белого дела», в смысле рабовладельческой стороны в Гражданской войне в США: «генерал Ли не имел рабов», «гражданская война шла не из-за рабства» «генерал Ли был рыцарем без страха и упрёка».