Большинство жителей мира разочаровались в капитализме и либеральной демократии западного образца, и не видят особых перспектив для себя в будущем. Такие выводы следуют из отчета авторов исследования Edelman Trust Barometer, проведенного в октябре—ноябре 2019 года. В ходе этого исследования было опрошено более 34 тыс. человек в 28 странах мира, и 56% согласились с тем, что капитализм приносит больше вреда, чем пользы.
Особенно высокой доля таких ответов оказалась в Таиланде (75%) и Индии (74%) однако о своем разочаровании в современном капитализме заявили более половины респондентов и в таких, казалось бы, благополучных странах, как Франция (69%), Италия (61%), Испания (60%), Нидерланды (59%), Ирландия (57%), Германия (55%), Сингапур (54%) и Великобритания (53%). В России с тем, что от капитализма больше вреда, чем пользы, согласны 55% опрошенных.
Рост общего пессимизма логичным образом сопровождается снижением доверия к политической системе: 57% участников опроса заявили, что органы власти служат интересам меньшинства.
Недоверие к рыночной системе и запрос на альтернативу, которая отвечала бы нуждам и требованиям большинства населения — явление растущее, но не новое. Еще в 2010 году по опросам Gallup более трети американцев положительно отозвались о социализме, несмотря на то, что данный термин и вообще любая идея общественного и экономического устройства альтернативного рыночному (т.е. капиталистическому) в США тщательно вытаптывались и очернялись десятилетиями мощнейшей пропаганды на всех уровнях: от СМИ, школ и церквей и до специализированных фондов и институтов.
В Великобритании можно наблюдать похожую картину: опросы YouGov в 2016 году показали, что большинство опрошенных скорее отрицательно относится к капитализму и скорее положительно — к социализму, особенно среди молодежи. Еще более наглядной является ситуация в Германии. Показательно, что подобные симпатии зачастую не выражаются в большей поддержке официальных левоцентристских, леволиберальных и социал-демократических партий, которые за последние 30-40 лет окончательно отказались даже на словах от преобразования капиталистической системы во что-то другое, и ведут речь лишь о ее косметических улучшениях и регулировании.
Настроения граждан России в целом соответствуют мировым тенденциям, что хорошо видно из проводимого в 2017 и 2019 годах исследования Московского центра Карнеги. Жители РФ все больше и больше хотят перемен, причем «решительных и масштабных». Но сколь бы авторы исследования не пытались путем тщательного подбора вопросов и направления респондентов добиться желаемой для себя картины — что граждане хотят перемен по либеральному образцу, больше «демократии» и рынка, результаты получаются совершенно противоположные.
Либеральные реформы интересуют людей куда меньше, чем доступные медицина и образование, создание рабочих мест, снижение цен на продукты и ЖКХ. Даже пункт «перераспределить ресурсы в пользу бедных за счет богатых» набрал больше, чем «провести демократические реформы». Точно так же, люди в своем желании перемен не хотят ориентироваться на США, и уж тем более Украину: лидирует стремление опираться «только на свой опыт», о котором авторы исследования нехотя отзываются, что «Возможно, под «своим опытом» они понимают советские практики управления». И лишь 18% опрошенных центром Карнеги согласились с тем, что «рынок все отрегулирует». Также характерно и то, что в качестве основных противников перемен опрашиваемые называли не только «чиновников и бюрократию», но и большой бизнес, причем доля тех, кто так считает, с 2017 резко выросла.
Другая часть исследования, посвященная «личному вкладу в перемены», на наш взгляд, говорит больше о самих исследователях, чем об опрашиваемых ими гражданах. В качестве возможных вариантов того, на что должны будут пойти граждане ради улучшения жизни, они предложили им список из «смены профессии/переобучения», «частичной оплаты медицинских услуг», «отмены части социальных льгот», «расширения системы платного образования» и «повышения тарифов ЖКХ». Логично, что большинство людей, которые хотели и хотят от перемен вовсе не шоковых либеральных реформ по украинскому образцу, согласились лишь на первый пункт — переобучение и смену профессии, и отвергли все прочие. Авторов исследования это, конечно же, неприкрыто раздражает.
В подобных настроениях в России и по всему миру нет ничего странного. Очередное исследование Oxfam показало, что состояние миллиардеров всего мира — около 2,1 тысячи человек — превышает суммарное состояние 60% населения Земли, т.е. около 4,6 миллиарда человек. А если брать всё население планеты, то люди, входящие в 1% наиболее богатых ее жителей, в совокупности имеют состояние, в два раза превышающее достаток 6,9 млрд людей в мире.
Подобные доклады делаются практически каждый год, и с каждым годом ситуация становится ещё хуже. Но об этой ситуации с вопиющим неравенством и несправедливостью социально-экономического устройства как в РФ, так и во всех остальных частях глобальной системы мы уже писали. Равно как и о том, что мы предлагаем с этим делать.
С другой стороны баррикад, среди крупных деятелей бизнеса и разнообразных международных структур, нарастают ожидания близкого кризиса. Все хорошо понимают, что рыночная система порождает масштабные кризисы, разрушающие жизни миллионов людей, с завидной периодичностью, и уже подходит время для очередного краха. Пессимизм топ-менеджеров в отношении темпов роста мировой экономики достиг рекордных величин. Проблемы мировой экономики обостряются даже быстрее, чем ожидалось, а глава МВФ на форуме в Давосе предупреждает, что миру грозит новая Великая Депрессия. О надвигающемся кризисе в мировой экономике говорят и некоторые отечественные специалисты, хотя сбудутся ли их конкретные прогнозы, пока неясно. Возможно, ему не хватает только спускового крючка в виде какого-нибудь сбоя биржевого программного обеспечения в США или внезапной эпидемии в Азии.
Всем неспокойно. Такой респектабельный журнал, как Forbes, в конце прошлого года писал о том, что современное общество ждут масштабные потрясения, называя среди возможных даже мировую революцию. Осознание того, что глобальная социально-экономическая система, основанная на частной собственности и свободном рынке, исчерпала возможности своего развития и ведет человечество к гибели, приходит уже и к тем, кто извлекает из ее существования больше всего выгод и больше всего хотел бы закрыть на это глаза.
Запрос со стороны трудящегося населения на альтернативу рыночной социально-экономической системе, задавленный было в 80-х и 90-х годах прошлого столетия, растет по мере того, как всё больше и больше людей осознают, что при сохранении текущих порядков им ничего не светит. Хуже того, продолжение существования системы в том же виде грозит им уже не только обыденным прозябанием в нищете и истощением в постоянной крысиной гонке рынка. На горизонте маячат события, грозящие куда более быстрой потерей средств к существованию, а то и жизни: из-за очередного кризиса раздувшейся на спекуляции глобальной экономики, участившихся в нестабильной международной обстановке войн или последствий бездумного разрушения окружающей среды.
Разумеется, не стоит принимать желаемое за действительное, или поддаваться преждевременной панике. Глобальная рыночная система вряд ли рухнет от следующего кризиса, но он наверняка обострит и без того неспокойную обстановку в мире. Маловероятно, что новая мировая война начнется с сегодня на завтра, но мир все больше и больше начинает напоминать начало ХХ века, накануне Первой Мировой. Ухудшение экологической обстановки не приведет к мгновенной гибели человечества в катаклизме абсурдных масштабов. Просто природные бедствия будут становиться чаще, ресурсы будут истощаться, а загрязнения — накапливаться и далее. Жизнь будет становиться хуже, обычно медленно и не так заметно, а иногда — резкими скачками .
Тем, кто желает всерьёз бороться за интересы трудящегося большинства, нужно иметь в виду эти угрозы, как и растущий запрос на другое, более справедливое и устойчивое устройство общества. Почва для развития движения, направленного на фундаментальные изменения жизни уже есть. Работать над подготовкой этого события нужно уже сейчас, чтобы в кризисный момент трудящиеся были готовы взять судьбу человечества в свои руки.
Источник Проект Будущее