От публикатора: О «свободе» и «демократии» в развитых капстранах нам рассказывают так громко и так непрестанно, что человек думающий поневоле решит, что весь этот шум — просто компенсация отсутствия их на деле. Тем более что капитализм там надоел большинству, и даже верящие в систему требуют «соблюдать собственную конституцию» — дать реальное равенство возможностей, покончить с сексизмом, расизмом, прочей дискриминацией, на что она неспособна: поневоле придётся нарастить обороты по части вранья и промывки мозгов.
Однако действительность хуже: эти рассказы выполняют примерно ту же роль, что «червячок» на «удочке» рыбы-удильщика — отвлекают внимание для удобства работы тотальной слежки и идеологической цензуры, рассказ о которых следует далее. Как обычно, главный враг свободы и достоинства личности при капитализме - частный бизнес, он же первопроходец в опробовании новых форм несвободы, до слежки за работником в туалете; однако и государство не отстаёт.
***
Содержание
Пандемия COVID-19 с ее всевозможными ограничениями со стороны властей и брожениями умов со стороны населения стала настоящим фестивалем разнообразных технологических средств отслеживания перемещения, общения и прочих сторон жизни людей. Но зацикливаться на пандемии и порожденных ею чрезвычайных мерах не стоит.
Бизнес и без неё счастлив следить за клиентами и сотрудниками, а правительства — бороться с вредными для существующего положения дел идеями. Разумеется, они особенно эффективно работают вместе, сколько бы не говорили о независимости правительств от бизнеса, а бизнеса — особенно «продвинутого» технологического — от правительств. Это хорошо показывают некоторые попавшиеся нам на глаза в последнее время новости.
H&M оштрафован за слежку за сотрудниками
Крупнейшая в Европе розничная сеть по торговле одеждой H&M была оштрафована за незаконную слежку за сотнями своих сотрудников. Компания была уличена в сборе и хранении «излишне подробной» информации о семейной жизни, религиозных убеждениях и здоровье работников своего сервисного центра в Нюрнберге, Германия. Это привлекло внимание немецкого надзорного органа.
Шведская компания полностью признала свою вину и планирует возместить ущерб своим сотрудникам.
Расследование, проведенное Службой по защите информации Гамбурга (HmbBfDI), показало, что H&M хранила и обрабатывала обширный спектр информации о сотрудниках, включая подробности об их отпусках, медицинских симптомах и диагнозах, и так далее. Некоторые менеджеры в частных разговорах выманивали у сотрудников детали об их жизни, такие, как обстановку в семье и религиозные убеждения, и затем заносили их в базу, которая использовалась для оценки работы сотрудника, а также для принятия кадровых решений.
По словам начальника HmbBfDI:
Этот случай демонстрирует серьезное пренебрежение к немецким законам о защите информации. Крупный размер штрафа полностью оправдан и поможет отпугнуть другие компании от нарушения права людей на частную жизнь.
H&M принесло извинения персоналу сервисного центра в Нюрнберге, заявив:
Все действующие сотрудники сервисного центра и те, кто работал в нем как минимум месяц с мая 2018 года, когда законодательство GDPR вступило в действие, получат денежную компенсацию.
В отчете за третий квартал 2020 года компания также заявила, что приняла «волевые меры» чтобы исправить любые недостатки, связанные с этой ситуацией.
Маловероятно, что немецкие штрафы как-то повлияют на поведение корпораций, поскольку выгоду от слежки за сотрудниками и клиентами они получают здесь и сейчас, а штрафы их настигают когда-то потом (напомним, расследование HmbBfDI длилось целый год) и касаются лишь каких-то отдельных случаев, а не всей транснациональной корпорации в целом. Современные корпорации оперируют во множестве разных юрисдикций, большинство из которых, в отличие от Германии и других богатых стран ЕС, не имеют ни возможностей, ни желания проверять, соблюдают компании законодательство в области защиты права на частную жизнь, или нет.
Например, Франция недавно оштрафовала Google аж на 50 миллионов долларов. Учитывая, что чистая прибыль Google в среднем за последние три года составляла около 30 миллиардов долларов в год, и большинство доходов компании приходится на рекламу, для которой в основном и нужна тотальная слежка за пользователями, маловероятно, что этот комариный укус заметно изменит поведение компании.
Британским школам запрещено критиковать капитализм
Правительство запретило школам в Англии использовать материалы, выпущенные организациями, которые когда-либо выражали желание положить конец капитализму. Указание Департамента образования, выпущенное для директоров школ и учителей, отнесло антикапитализм к «экстремистским политическим взглядам» и приравняло его к неприятию свободы слова, антисемитизму и одобрению противозаконных действий.
Руководство, которое является лишь частью общих указаний по обязательной учебной программе, гласит:
Школы не должны ни при каких условиях использовать материалы, выпущенные организациями, придерживающимися крайних политических взглядов. Это правило действует даже в тех случаях, когда материал сам по себе не является экстремистским, поскольку его использование можно трактовать как поддержку или одобрение данной организации.
Далее в нем перечисляются примеры того, что следует считать «крайними политическими взглядами»:
- Публично выраженное стремление отменить или свергнуть демократию, капитализм или свободные и честные выборы.
- Неприятие свободы слова.
- Использование расистских терминов, включая антисемитские.
- Одобрение противозаконных действий и отсутствие осуждения противозаконных действий, совершенных во имя идей организации.
По словам политика-лейбориста Макдоннела, на основе этого указания получается, что незаконно упоминать о продолжительных периодах в истории британской политики, включая историю британского социализма, Лейбористской партии и профсоюзного движения, все из которых на каком-то этапе выступали за отказ от капитализма.
Незадолго до этого в 2020 году контртеррористический отдел полиции внес ненасильственное движение Extinction Rebellion [борющееся против массового вымирания и, шире, глобального экологического кризиса, возникшего вследствие свободы предпринимательства и ею усиливающегося] в список экстремистских идеологий, о чьих последователях следует докладывать органам, занимающимся программой «Prevent» по предотвращению экстремизма [к радикальным имамам данные гг. гораздо лояльнее. Прим.публикатора]. Однако, юго-восточный отдел контртеррористической полиции позже отозвал этот документ.
Ничего особо удивительного в том, что власть предержащие в Англии считают капитализм таким же столпом своего общества, как демократию или свободу слова, нету, поскольку именно он является сущностью действующей системы, а все остальное — лишь декорации для нее.
Об этом следует помнить всем, кто еще испытывает иллюзии насчет того, что систему можно изменить законным путем в рамках ее «свободных и честных выборов». Особенно забавным признаком экстремизма выглядит «отсутствие осуждения противозаконных действий, совершенных во имя идей организации» — покайтесь за чужие действия, или вы экстремисты!
Учитывая, сколько разнообразных законов существует в любой стране, и сколько разной ерунды совершается во имя любой идеи, любая политическая деятельность должна была бы состоять из постоянного покаяния. Но, конечно, этот пункт существует только для того, чтобы его можно было в любой момент «пришить» практически любой организации.
Стоит обратить внимание и на увязывание критики капитализма со «свободой» в её рыночном понимании. Что совершенно не удивительно, ведь для правящего класса важно сохранение современной свободы, то есть, свободы в её либеральном толковании. На деле большинству она предоставляет только свободу выбора хозяина, для продажи ему собственного труда. И лишь незначительной прослойке общества, тому самому правящему классу, либеральная свобода позволяет делать почти всё, что угодно — следить за большинством, навязывать удобные для себя законы, проводить во власть своих политиков, наживаться на кризисах, устраивать войны и опять-таки наживаться на устранении их последствий, и так далее.
Именно этой свободы они так боятся лишиться в случае демонтажа капитализма и всей рыночной системы, и от этого они выпускают подобные законы, запрещающие провоцировать детей к «мыслепреступлениям» против капитализма.
Относительно происхождения «свободы» как термина и дальнейшей эволюции его смысла от древнего мира к нашему времени, у нас есть отдельный одноимённый материал.
Массовая зачистка конспирологов из QAnon в Facebook
Социальная сеть Facebook забаннила все аккаунты, связанные с конспирологическим движением QAnon, на всех своих платформах, включая Instagram. Это решение представляет собой существенную эскалацию предыдущего решения Facebook ограничить или убрать группы и аккаунты, которые делятся или продвигают материалы QAnon. QAnon — движение конспирологов, утверждающее, что президент США Дональд Трамп борется с поклоняющимися Сатане педофилами из числа американской элиты [свои «60% правды» в этой мифологии есть, учитывая особенности предпочтений «элиты» ЕС и США, как и потребность практиковать именно это, чтобы подтвердить элитарность в обществах формального равенства. Прим.публикатора].
В заявлении, выпущенном по этому поводу, Facebook пишет, что их персонал начал убирать тексты и удалять группы и страницы, но эта работа займет время и будет продолжаться все последующие дни и недели. В нем также также говорится следующее:
Наша команда по противодействию опасным организациям будет продолжать приводить эту политику в действие и проактивно обнаруживать контент, подлежащий удалению, вместо того, чтобы полагаться на заявления пользователей.
Facebook утверждает, что компания совершенствует меры, принятые в августе, которые были направлены на «нарушение способности QAnon организовываться и действовать через наши социальные сети».
Данные меры были приняты, чтобы ограничить риски для общественной безопасности со стороны QAnon, «оффлайновых анархистских групп» и базирующихся в США организаций ополчения, и увенчались наложением ограничений на более чем 1950 групп в Facebook и 10000 аккаунтов в Instagram.
Это большой шаг со стороны Facebook, и компания уже подготовила планы по превентивному удалению любого контента QAnon со своих платформ.
Первая зачистка этой теории заговора со стороны Facebook была сосредоточена на удалении контента, связанного с насилием или призывами к насилию, продвигаемого сторонниками QAnon, что вылилось в удаление ряда групп и страниц. Но сторонники QAnon быстро адаптировались и начали использовать новые, приемлемые хэштеги, чтобы достучаться до родительских групп, местных форумов и ленты новостей в Instagram, из-за чего движение продолжило расти.
Facebook — не единственная социальная сеть, которая пытается справиться с движением конспирологов. В июле 2020 года Twitter забаннил тысячи аккаунтов и заявил, что перестанет рекомендовать людям контент, связанный с QAnon, в попытке предотвратить «оффлайновый ущерб». Он также заявил, что заблокирует рассылку связанных с этим движением URL на своей платформе.
Нам совершенно не жаль безумных американских конспирологов, являющихся таким же прямым порождением капиталистической системы как и те, кто их лишает права голоса.
Важно здесь другое — совершенно очевидно, что методы, обкатываемые на них и на разнообразных исламистских головорезах, без малейших колебаний будут применены против всех, кто всерьез захочет поменять существующий общественный строй [и уже применяются, скажем, Гуглом, против левых организаций; Фейсбук и другие СМИ здесь ничего не выдумали, просто разнообразили объекты преследований. Также они в условиях выборов зачищают компромат на Байденов и другие обличения тамошних «социальных язв» как «российскую пропаганду». Прим.публикатора]. Ведь как мы видим по новостям из другой «цитадели свободы и демократии», Британии, желание избавиться от капитализма там уже признаётся экстремизмом. Стоит ли сомневаться, что в случае продолжения роста антикапиталистических настроений в мире, подобные методы будут применены и к антикапиталистическим объединеням в социальных сетях?
Ведь с точки зрения корпораций, свобода слова для всех — это хорошо, но только если она играет на наполнение карманов владельцев корпораций. Если же вдруг бутафорская свобода слова для всех угрожает этим карманам, то она тут же отбрасывается ради сохранения свободы действий собственников большого бизнеса.
История с QAnon вскрывает механизм современной цензуры, которая якобы отсутствует в свободном рыночном мире, если слушать его апологетов и пропагандистов. В частности, она показывает наличие у Facebook специальной команды «по борьбе с опасными организациями». Это хороший урок тем, кто продолжает думать, что можно полагаться на социальные сети вроде Facebook или ВКонтакте, или же разнообразные мессенджеры, поддерживаемые IT-бизнесом, для того, чтобы поддерживать связь со сторонниками и распространять идеи, призывающие к радикальному переустройству общества.
Мэрия Москвы хочет следить за пассажирами через их смартфоны
И еще одна новость, чтобы читателю не показалось, что это происходит только где-то «у них».
Мэрия Москвы разрабатывает еще один способ отслеживать жителей. Она потратит 155 млн руб. на систему мониторинга пассажиропотока: на остановках общественного транспорта разместят 220 аппаратно-программных комплексов, которые будут собирать MAC-адреса пользовательских устройств и отслеживать по ним движение пешеходов. Система нужна для улучшения работы транспорта, объяснили в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), но также позволит мэрии самостоятельно, без запросов сотовых операторов, узнавать подробную информацию о передвижении пешеходов и пассажиров, говорят эксперты.
ЦОДД Москвы потратит 155,2 млн руб. на систему мониторинга пассажиропотока, обнаружило издательство «Коммерсант» на сайте госзакупок. Из конкурсной документации следует, что мэрия хочет в течение полугода установить на остановках и пешеходных стелах навигации 220 аппаратно-программных комплексов (АПК) и софт, который будет собирать из них данные. Система предусматривает сбор с Bluetooth- и Wi-Fi-устройств их MAC-адресов (аппаратный адрес, который присваивается каждому устройству при производстве) в радиусе 50 м от АПК.
Из документов следует, что система должна формировать отчеты по движению человека за день, неделю, месяц и год. Она будет работать в связке с камерами видеонаблюдения, которые тоже передают данные о количестве пассажиров. Собранная информация будет отгружена в единый центр хранения данных, которым управляет департамент информационных технологий Москвы. В итоге система позволит отслеживать движение пешеходов и формировать карты пассажиропотока в столице. Техзадание проекта составлено исходя из практики Сингапура, Лондона и Берлина и не предусматривает получение персонифицированных данных, «цель — максимально улучшить качество пешеходных перемещений и работы городского транспорта», сообщили в пресс-службе ЦОДД.
Такие системы анализируют транспортные потоки в определенные часы на разных направлениях, отмечает руководитель направления аналитики ГК InfoWatch Андрей Арсеньев.
«На основе аналитики формируются таргетированные предложения. Например, посетителю торгового центра по сети могут посылать сообщения о скидках и распродажах в определенных магазинах»,
— говорит он. Имея эти данные, легко проанализировать, как часто те или иные группы людей посещают определенные магазины, подтверждает представитель управления информбезопасности Softline Илья Тихонов.
Источник, знакомый с ходом цифровизации хозяйства Москвы, считает, что MAC-адреса нужны мэрии для обогащения уже существующих баз данных:
Узнать подробную информацию о передвижении обладателей мобильных устройств можно через мобильных операторов, но их работа зарегулирована и информацию они дают не с привязкой к конкретной локации, а по крупным квадратам. Новая система, похоже, позволит мэрии самостоятельно, без запросов, узнавать подробную и релевантную информацию о передвижении пешеходов и пассажиров.
На основе собранных данных можно будет анализировать посещаемость определенных магазинов или сервисов определенными группами людей и рассылать им таргетированную рекламу, отметил глава направления аналитики ГК InfoWatch Андрей Арсеньев.
Война это мир, свобода это рабство, Москва — это не город всеобщей слежки. Вероятно, Собянину и Ко не дают покоя лавры Лондона и Пекина, которые славятся числом камер наблюдения на душу населения и постоянным надзором за перемещением граждан. Оно и логично — если Москва это один из глобальных городов, то она должна соответствовать этому гордому званию.
На примере вышеприведенных новостей можно убедиться, что проблема всеобщей слежки совершенно не изменилась с приходом пандемии. Разве что усугубилась — например, слежка за сотрудниками на удаленке просто переместилась к ним домой, причем пишет об этом не какое-нибудь левацкое издание, а Wall Street Journal. Компания Palantir, поставщик программного обеспечения для массовой обработки данных, получаемых от наблюдения, недавно вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу, и стоимость ее акций составляет уже 22 миллиарда долларов. И это неудивительно, ведь всеобщая слежка — растущая отрасль, весьма выгодная как ее клиентам — корпорациям и различным государственным органам — так и тем, кто обеспечивает ее новыми техническими средствами и поддерживает имеющиеся.
Ну а то, почему об этом стоит беспокоиться, наглядно демонстрируют истории с английскими школами и движением QAnon. Пускай основными мишенями государственной и частной цензуры сейчас являются исламисты и безумные правые конспирологи, желание сменить рыночную основу общества также относится к «крайним политическим взглядам» и когда будет нужно — начнут давить и тех, кто их высказывает.
Источник Проект Будущее