Резюме. На примере проблем, создаваемых антропогенными изменениями климата в США хорошо видно, что общество современного капитализма в наиболее развитых странах слишком эгоистично и тупо, категорически не способно нести ответственность за глобальные проблемы, стоящие перед человечеством. Оно не только их порождает (в том числе климатические) в ходе неотъемлемо присущей ему приватизации прибылей, социализации убытков, но и мешает людям этому противостоять, подставляет под удар развязанной им стихии и прямо губит. Жертвами климатических (и, шире, экологических) проблем в первую очередь оказываются бедные и «цветные», а общество в целом — беспомощно смотрит на утяжеление опасностей, хотя имеет и средства и знания, чтобы этому противостоять. Сегодня жизни людей забирает не столько природная, сколько рыночная стихия.
А отсюда уже недалеко до крамолы — а не уничтожить ли его подчистую? Быть может революция — это единственное решение?
Если б весь мир был плановой экономикой советского образца, климатический кризис был невозможен, ибо она была несравнимо экологичней: производя около трети или 2/5 мирового объёма, страны СЭВ выбрасывали лишь 18% загрязнений, т.е. хозяйствовали много экологичней. Как показывает известный китайско-американский экономист Ли Минци, экологические проблемы — один из императивов перехода к социализму в 21 веке (второй — социальный прогресс, в котором страны СЭВ далеко опередили сравнимые с ними капиталистические).
Общественная беспомощность
Содержание
- 1 Общественная беспомощность
- 2 Рост ущерба от климатических изменений
- 3 Ночной декабрьский торнадо в США: изменение климата или все же нет?
- 4 Капитализм увеличивает ущерб и подставляет людей под удар стихий — нормальное общество должно делать наоборот
- 5 Климатическое неравенство: кого «подставляют» под удар экологических проблем
«Помнится, куча моих знакомых, которые посмотрели фильм «Не смотрите вверх» написали гневные рецензии на фильм. Их не устраивало то, как было показано американское общество.
«Да это всё ложь, это демократы издеваются над рядовыми работягами»,
— писали они. Анатолий Ульянов накатал целую заметку, что фильм — это чуть ли не хейт высоколобых либералов низкого «быдла», которые ничего не понимают в классовой борьбе. Так вот, одно издание решило задать вопросы ученым, в частности климатологам, как они относятся к фильму. Тут стоит отметить, что фильм, не смотря на свою популярность на Netflix, набрал смешанные оценки. Критики дали ему 54% одобрения на RT, а зрители — 74%.
Но вот ученое сообщество, подчеркнув, что фильм нарочито гротескная комедия, заявили, что это в реальности — документальный фильм.
«Все, что я знаю о новостных циклах, ток-шоу, социальных сетях и политике, говорит мне, что фильм был документальным»,
— это Нил Деграсс Тайсон, популяризатор науки и астрофизик. Остальные члены академического сообщества не отставали от него. И в этом кроется ответ на смешанную реакцию на эту прекрасную сатиру: она оказалась слишком правдивой, слишком явно выявила слабости, невежество и тупость американского общества. Далеко не всем это понравилось. Видимо, если бы ученые оказались суперменами, а «прогрессивная общественность», которая любит собраться на никчемные марши за всё хорошее, внезапно, ликвидировали комету, продемонстрировав верность «великой американской нации», фильм бы удался.
Но на наше счастье, режиссер Адам Маккей решил рубануть правду-матку — общество современного капитализма в наиболее развитых странах слишком эгоистично и тупо, категорически не способно нести ответственность за глобальные проблемы, стоящие перед человечеством. А отсюда уже недалеко до крамолы — а не уничтожить ли его подчистую? Быть может революция — это единственное решение?
Источник Spectral Wizard
Рост ущерба от климатических изменений
Прошедший 2021 год стал для США годом разрушительных стихийных бедствий. По официальным данным (см. карту), 40% американцев так или иначе испытали на себе действие ураганов, засух и наводнений. Ущерб от разрушений, нанесенных стихиями, предварительно оценивается в $145 миллиардов. Иными словами, изменения климата стоили США 0,7% их ВВП (2020 год); более 15% населения прямо пострадали от стихийных бедствий; на 85% территории страны была зафиксирована экстремальная жара. И с каждым годом, как считает в настоящий момент большинство специалистов, ущерб от глобальных климатических изменений будет все больше. В цифрах выше не отразилось воздействие высоких температур и влажности на здоровье населения, на потенциальное увеличение медицинских трат, а также ущерб для инженерных коммуникаций и энергетики. Например, засуха в Чили привела к падению выработки ГЭС и увеличению закупок дизтоплива для ТЭС.
Источник Пиночет печёт печенье
Ночной декабрьский торнадо в США: изменение климата или все же нет?
Капитализм увеличивает ущерб и подставляет людей под удар стихий — нормальное общество должно делать наоборот
Самый страшный торнадо
Андрей Манчук
Соединенные Штаты Америки пострадали от катастрофического природного бедствия. По территории страны пронеслись мощные торнадо, разрушая поселки и целые города. По предварительным данным погибло около ста человек, но точное число жертв еще не известно. Спасатели до сих пор ищут пропавших без вести под завалами, которые охраняют от мародеров – чтобы опустевшие дома не разграбили, как это случилось во время наводнения после урагана «Катрин».
Однако уже сейчас ясно: жизни этих людей забрала не только природная, но и рыночная стихия. Национальная метеорологическая служба США отслеживает возникновение смерчей и заблаговременно предупреждает об их приближении – так что «охотники на торнадо» успевают приехать и поглазеть на спустившуюся с неба воронку. Так было и в этот раз. Но менеджмент коммерческих предприятий проигнорировал наступающую угрозу, запретив эвакуацию персонала.
На разрушенной свечной фабрике в штате Кентукки, где под руинами погибло не менее восьми человек. Тревожные сирены сработали там еще за несколько часов до торнадо. Но выжившие рассказывают о том, что им запретили покидать рабочие места, угрожая за это увольнением – потому что предприятие завалили предпраздничными заказами.
Некоторые люди ослушались и уехали, посчитав, что жизнь дороже хозяйской прибыли. Но другие продолжали оставаться на фабрике до последнего, пока по ней не ударил огромный вихрь.
Похожий случай произошел в Иллинойсе. Шестеро работников Amazon погибли в результате обрушения складской крыши – потому что их тоже не отпустили домой после предупреждения об угрозе смерча. Вдова одного из рабочих опубликовала в подтверждение этого последнюю переписку со своим мужем. А глава компании, миллиардер Джефф Безос выложил на утро после трагедии веселые фото с туристами, слетавшими в космос в рамках коммерческого проекта Blue Origin.
По словам сотрудников Amazon, никто не готовил их к правильным действиям в случае катастрофы. Скорее всего, такие тренинги расцениваются в качестве ненужных расходов, на которых позволено экономить.
«Я работаю здесь шесть с половиной лет и ни разу не участвовал в учебной тревоге по торнадо, а также не проходил тревогу по пожару на протяжении около двух лет»,
– цитирует издание одного из рабочих.
Больше того, менеджмент пытается цензурировать сообщения о последствиях трагедии в Иллинойсе. Посвященные этой теме сообщения из внутренней корпоративной сети зашифровали и сделали недоступными для большинства рядовых сотрудников. Потому что некоторые из них успели переслать скриншоты сообщений в СМИ, уличая работодателей в лицемерии и обмане.
Все это вызвало в США большой общественный резонанс – ведь природная катастрофа еще раз напомнила о катастрофическом социальном неравенстве в самом богатом и могущественном государстве планеты. А оно только нарастает, несмотря на все достижения технического прогресса, подчас приобретая самые уродливые и дикие формы.
«Среди покойников – работники Amazon, которых не отпустили с работы, пригрозив увольнением. Поскольку им нельзя пользоваться телефонами на рабочем месте, они не могли следить за движением воронок. И погибли, пока червь Безос кутил на пати. Уцелевшим велено выйти на работу на следующий день.
Также погибли работники свечной фабрики. В канун Рождества она работала в круглосуточном режиме. Её боссы не сочли нужным остановить машину бабла, и продолжали его сосать во время крупнейшего торнадо в истории штата.
В качестве вишенки на этот парад мрака, свежий образ из Южной Дакоты – штата нищих учителей: в перерыве хоккейного матча, под рёв толпы, школьные учителя ползают на коленях, подбирая брошенные им однодолларовые купюры, чтобы купить карандашей своим ученикам»,
– пишет из США львовский журналист и художник Анатолий Ульянов.
Он говорит об унизительном шоу, которое обсуждается сейчас в Америке не меньше торнадо. Представители компании CU Mortgage Direct, занимающейся ипотечным кредитованием, разбросали на льду деньги, а десять педагогов собирали их на потеху публике. Организаторы отвели им на это всего пять минут, а самому удачливому учителю досталось немногим более шестисот долларов.
Эти деньги должны пойти в классные фонды – потому что школы Южной Дакоты страдают от хронического недофинансирования, и зачастую работают на голом энтузиазме. Они сами покупают учебные пособия и канцтовары для своих учеников, собирая для этого пожертвования по интернету. Все это происходило еще до наступления пандемии, однако после локдауна ситуация обострилась – до такой степени, что один из местных фаст-фудов кормил учителей бесплатными завтраками, чтобы спасти их от угрозы недоедания.
«Учитывая все, что происходило за последние пару лет с учителями и всем остальным, мы подумали, что это отличное групповое занятие для учителей»,
– заявили в компании, которая устроила бесчеловечный ледовый перформанс. Хотя он напомнил всем о сериале «Игра в кальмара», где задолжавшие кредиторам люди участвуют в изощренных смертельных шоу, ради развлечения наблюдающих за их страданием богачей.
Социальный кризис в буквальном смысле ставит людей на колени. Однако американские власти продолжают защищать интересы сверхбогачей и не жалеют средств на имперскую политику в разных регионах планеты. Потому что это помогает отвлечь внимание от внутренних проблем – чтобы сфокусировать его на «глобальных вызовах демократии».
Но в обществе, где важна только прибыль, нет ни подлинной демократии, ни настоящей свободы. Жадные собственники всегда будут экономить на безопасности наемных работников – не важно, на складе Amazon, или на шахте «Листвяжная». А самый страшный торнадо – это бедность, потому что она разрушает жизнь миллионов.
Источник Лiва
Климатическое неравенство: кого «подставляют» под удар экологических проблем
Ещё один аспект угнетения бедных и «цветных» при капитализме — ‘экологический: в жилищно-сегрегированных городах США, они расселены так, что именно по ним «бьёт» максимальное загрязнение и ведущие к болезни и смерти «острова жары» — ближе к хайвеям, без доступа к озеленению и пр. В результате подверженность их данным факторам риска непропорционально велика. Воздействие оксидов азота на бедные и «цветные» районы на 28% выше, чем на кварталы среднего класса, где живут в первую очередь белые, поскольку первые расселены ближе к наиболее мощным потокам грузовых перевозок, а дизеля грузовиков (хотя они составляют всего 5% трафика) — главнейший источник оксидов азота в воздухе, вызывает хронические респираторные заболевания и астму.
Считается, что концентрация NO2 отражает воздействие и других вредностей из автомобильного выхлопа, также ведущих к болезням и смерти: твёрдым частицам, SO2, каплям ароматических углеводородов, бензопирену и пр. Чтобы это увидеть, Mary Angelique G. Demetillo et al. (2021) сравнили спутниковые карты концентрации оксидов азота в разных районах 52 американских городов с данными о составе населения и ценах на недвижимость (именно они «не пускают» бедных и «цветных» в богатые кварталы через сложившуюся в США практику городского зонирования). Чем крупнее город, тем в общем случае сильней различия в концентрации NO2, обусловленные социальным неравенством (> до 40% в Лос-Анджелесе, Финиксе и Ньюарке, штат Нью-Джерси), что хорошо согласуется с независимо обнаруженной тенденцией, что рост городов связан с тем, что бедность не исчезает, но, напротив, усиливается.
Absolute differences (molecules cm−2) in population-weighted NO2 TVCDs between LINs and HIWs on weekdays and weekends (a) in the summer (black) and winter (light blue). Percent contributions of on-road heavy-duty diesel vehicles (HDDVs) to NOx emission density-based LIN-HIW inequalities during summer months from the FIVE18–19 and NEI17 (b). The mean HDDV contribution to emissions inequality, weighted by UA population, is also displayed.
Рисунки показывают, что неравенство по экспозиции NO2 тем выше, чем выше уровень загрязнения — как между городами, так и в разные моменты времени, различающиеся концентрацией загрязнителя. Авторы, естественно, обсуждают вопрос, как в рамках госрегулирования улучшить ситуацию с загрязнением, ничего не меняя с неравенством и городской планировкой: рынок недвижимости — это святое. Один из паллиативов — сокращение потока грузовиков в выходные (здесь уменьшение на 60% даёт 40%-ное сокращение неравенства по загрязнению). Мне что-то подсказывает, что, даже если такого удастся достичь, продержится это недолго, хозяева перевозок найдут выход из ситуации, уменьшающей их прибыли, и прежнее неравенство восстановится. Обсуждается полный переход на электрогрузовики, заявленный Калифорнией к 2045 г., но это уже маниловщина.
Даже если обсуждаемое воздействие убрать вовсе, остаётся неравенство «против» здоровья бедных и «цветных» по другим воздействиям, и в первую очередь «островам жары», изученным в следующей работе. Бедные кварталы с высокой долей негров, латинос и азиатоамериканцев сконцентрированы в городах США так, что их обитатели сильно больше подвержены опасным для здоровья и жизни волнам экстремальной жары (в связи с изменением климата приходящим всё чаще, так что проблема будет нарастать) чем жильцы «приличных» кварталов для среднего класса в основном белых. В 2018 году отчет Агентства по охране окружающей среды показал, что афроамериканцы живут рядом с загрязнителями и дышат загрязненным воздухом гораздо чаще, чем белые. В штате Луизиана существует Cancer Alley, характеризующаяся высокой долей чернокожих жителей и большим количеством фабрик, выделяющих токсичные вещества. Население подвержено воздействию этих веществ, что делает его регионом чрезмерно высокого риска развития рака. Были проведены исследования, которые показали, что риск развития рака увеличивается на 12-16% в районах с низким доходом/доминированием чернокожих жителей.
Недавно это было показано Susanne Amelie Benz и Jennifer Anne Burney (2021) по данным дистанционного измерения со спутника летних температур в 1056 городских округах (графствах) США, содержащих в себе 10 и более округов по переписям населения. В 71% из них летние температуры бедных районов на 4 градуса Цельсия (7 — Фаренгейта) выше, чем в богатых районах той же местности, и неравенство только усиливается при скачках температуры изо дня в день, как в примере с NO2. Это же верно при сравнении общин, где живут в основном белые, с общинами, где преобладают негры с латинос, даже с учётом доходов (то есть при равном доходе небелые больше подвержены опасному для здоровья воздействию волн жары).
Связано это с большей — и более плотной — застройкой, уничтожающей озеленение, почему в этих районах меньше растительности, как следствие более опасный для людей микроклимат (именно растительность обеспечивает здоровый микроклимат на застроенных территориях). Каждый город продуцирует избыточное тепло и избыточно же нагревается им, это так называемый «остров тепла», но негативные последствия этого для здоровья и производительности труда (включая ухудшение когнитивных способностей, рост риска несчастных случаев и пр.) достаются преимущественно бедным и цветным — тем больше, чем выше социальное неравенство на данной территории. И да, городское население в противоположность сельскому больше подвержено жаре — помимо того, что из-за «острова тепла» в городах выше температуры, чем в смежной сельской местности (на 3 градуса Цельсия или 6 — Фаренгейта), там больший % населения испытывает жару с духотой также и ночью, без переключения на большую прохладу и влагу (это как раз так называемый «остров жары»). Этому подвержены 40% населения планеты, но 75% населения городов. С учётом изменений климата, уже сейчас вызвавших интенсивную миграцию в города, доля людей, подверженных экстремальной жаре, вырастет на 20%.
Единственное спасение — увеличивать долю озеленённых территорий везде, где возможно, включая озеленение стен и крыш, придорожных и межквартальных участков (притом что стихийное развитие городов «работает» на уничтожение уже имеющихся «островов» природных и озеленённых территорий), и менять архитектуру зданий так, чтобы уменьшить нагрев (с большим альбедо), что уже делают повсеместно в Европе и особенно Австралии, в США — в Палм-Спрингс, но в 82% городов следующие отсюда возможности «охлаждения» территории ещё не реализованы сравнительно с этими «передовиками» данной городской практики. Исследовательская группа обнаружила, что большее количество посаженной растительности может снизить летнюю температуру в среднем на 0,6 градуса Цельсия или 1 градус по Фаренгейту для 59 процентов городского населения. Если бы цвета зданий и крыш были скорректированы, в дополнение к добавлению большего количества растительности, температура могла бы снизиться на целых 2,6 градуса по Цельсию и 4,6 градуса по Фаренгейту, что снизило бы температуру для 83 процентов городских жителей, что составляет 27 процентов населения мира. Увы, при капитализме так переоборудовать — и дополнительно озеленять — будут в первую очередь богатые кварталы, так что без левой политики городских властей описанное неравенство по подверженности жаре только усилится.
Источник Вольф Кицес