Оптимизация губит лучший гербарий США

Print PDF В продолжение темы разрушения коллекционно-ориентированной науки Оптимизация губит научные учреждения повсеместно, даже в богатых странах, грабящих остальной мир. В университете Дюка, США, в ближайшие 2-3 года закроют гербарий, […]

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

az-fieldwork-1.original

В продолжение темы разрушения коллекционно-ориентированной науки

Оптимизация губит научные учреждения повсеместно, даже в богатых странах, грабящих остальной мир. В университете Дюка, США, в ближайшие 2-3 года закроют гербарий, с более чем столетней историей, с массой уникальных образцов и голотипов, считавшийся образцом современного кураторства научных коллекций. Science жалуется, что «произошла трагическая ошибка», учёные по всей Америке возмущаются, но фарш назад провернуть не могут.  Университет считает, что содержание уникальной коллекции из 825000 образцов (кроме сосудистых растений, здесь лучшее в США собрание водорослей, мхов и лишайников) ему слишком дорого. Гербарий сейчас оказался в устаревших помещениях, модернизация которых потребует кучи денег на строительство и годы на перемещения (а почему об этом не думали своевременно?).

Причём декан ф-та естественных наук г-жа Альбертс понимает, что высокий рейтинг Дюка создан в том числе и этим гербарием, но готова от него избавиться ради «экономии». При этом никакие современные исследования, по молекулярной генетике или ДНК-филогении, невозможны без обращения к старым гербарным образцам, и их ДНК. Тем более что 60% растений там с юго-востока США, «горячей точки» биоразнообразия, где оно ныне наиболее уязвимо. Причём уничтожается гербарий с более чем современным хранением, цифровым представлением образцов и удалённым доступом, не пожелтевшие листы в пыльных шкафах!

Директор гербария Кэтлин Прайер пробовала его сохранить: написала статью, побудившую одного из спонсоров дать на это $1 млн., создала схему более эффективного использования пространства, предложила отправку дубликатов в другие учреждения, родила сеть сбора пожертвований. Но руководство говорит, что на это нужно $25 млн, которых нет, поэтому от её усилий просто отмахивается, а гербарий оно переместит другое место. И лицемерно добавляет, что надеется, от этого коллекция только выиграет, хотя два переезда равны одному пожару. Гербарий хотят переместить в Botanical Research Institute в Техасе, но вся она там не поместится, её придётся делить…и практика показывает, что тогда потеря образцов гарантирована.

Это не единственный такой случай, а общий тренд в США: в последние 30 лет закрылись много мелких гербариев и несколько крупных. Самая трагическая история перед этой — в 2015 г. Университет Миссури закрыл Гербарий Данна-Палмера, за 119 лет скопивший более 170 000 образцов сосудистых растений и несколько тысяч мхов, водорослей и грибов. Их отправили в Ботанический сад Миссури, за 200 км от студентов и преподавателей университета. Хуже всего что везде в США судьба гербариев и других коллекций находится в руках деканов и прочей администрации, не очень понимающей их непреходящую ценность, но остро реагирующей на любые затраты на, как им кажется, устаревшую натуралистику.

И называние нового вида папоротника в честь «Леди Гаги» им не помогло.

Оригинал

SfbNAHkYN7s

Из обсуждения в комментах:

«Мы это пережили в 90 е «гайдаровские реформы» погибла ценная коллекция лейшманий со всего мира в институте Гамалеи. Сначала фонд Сороса предложил им продать, после того как начальство отказалось полгода не платили зарплату и не привозили азот. Все погибло. Когда были в Никитском ботсаду в 1994 зимой, там не отапливали оранжерею,сотрудники рассказали, что погибла коллекция тропических растений. По всему бывшему Союзу утраты очень большие… Туда же надо внести уничтожение реликтового самшитового леса, например. Скоро Кавказский биосферный заповедник придется записывать, если построят через него дорогу ради покатушек на лыжах (я люблю лыжи, но не такой ценой)».

Видим, что самый развитый капитализм — американский — по гибельности для научной инфраструктуры ничуть не хуже российского, которому без году неделя: проблемы и дефекты у них общие.

Об авторе Редактор