Новые данные об ожирении

С научной точки зрения, полный механизм жирового обмена еще предстоит раскрыть. Детали выясняются постепенно. Картина усложняется. Возможно появление более...

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

A graph of body mass index as a function of body mass and body height. The dashed lines represent subdivisions within a major class

A graph of body mass index as a function of body mass and body height. The dashed lines represent subdivisions within a major class

«В новом Science о BMI, лишнем весе, разных типах жировой ткани и об эффекте упражнений.

В Science от 1 ноября (в Letters) выясняют, как лучше оценивать влияние веса и ожирения на здоровье человека. Там, как всегда, всё сложно. Выясняется (ну это давно говорили), что просто показатель BMI недостаточен, а нужно рассматривать комплекс метаболитических показателей. Т.е. может быть BMI нормальный или даже несколько превышен, но метаболитически у человека всё хорошо. Может быть BMI повышен и метаболитически всё плохо. Интересно, что липосакция на животе вроде как не уменьшает риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Объясняют это тем, что опять же BMI само по себе еще не всё, а важные еще какие-то метаболитические показатели. Очень важно, в частности, каков метаболизм адипоцитов (жировых клеток). Это может быть либо гипертрофия — клетки большого объема и с низким обменом веществ и скоростью деления, а может быть гиперплазия — мелкие жировые клетки, которые чаще делятся. Гиперплазия лучше, но непонятно, почему у человека может быть разное соотношение этих двух типов клеток, и как перевести метаболизм жировой ткани с одних рельс на другие (и возможно ли это вообще).

Насколько это зависит от упражнений и от генетики? Может быть поэтому полненьким, типа меня, так сложно сбросить вес, а набор массы идет стремительно при небольшом превышении каллоража, т.к. количество гипертрофированных адипоцитов не уменьшается, но они лишь усыхают и ждут своего часа, когда в крови будет небольшой избыток углеводов, чтобы с их помощью быстро восстановить клеточный объем, синтезировав жир? В случае же гиперплазированной ткани избыток углеводов должен еще вызвать деление адипоцитов и синтез новых клеток, чтобы запасти излишки, а это значит, что рост жировой ткани происходит медленнее. Это только моя гипотеза.

Интересно, что происходит с «усыхающими» адипоцитами, когда BMI становится «очень оптимальным», т.е. когда человек с гипертрофированными адипоцитами доводит содержание жира до 10-15% от массы тела (нормой принято считать 8-20%)?

Адипоциты просто усыхают или же усыхают и частично редуцируются, а общий состав жировой ткани становится более гиперплазийным? Если это так, что именно поэтому так сложно людям с гипертрофированным метаболизмом уйти от «йо-йо эффекта» и выйти на sustainable BMI т.к. нужно не просто существенно снизить BMI, а выйти на тот очень «сухой» уровень, где ткань существенно изменит свой метаболизм и клеточную морфологию и еще удержаться там долго, чтобы это стало sustainable. Выйти же на 8-10% жира в теле очень сложно (это очень рельефное тело), даже людям без склонности к ожирению.

Другая важная информация. Есть бурый и белый жир. Бурый есть у детей и, недавно открыли, и у взрослых тоже. Клетки эти с большим содержанием митохондрий и необходимы для терморегуляции — сжигают жир и при этом не синтезируют АТФ (достигается особым внутриклеточным метаболитическим «менеджментом»), а выделяют тепло. Вроде бы физические упражнения через ранее неизвестный гормон иризин приводят к преобразования белого жира в бурый (прошлогодняя статья в Nature), что поддерживает мою гипотезу (и желание :)) о том, что обмен веществ и тип жировой ткани может быть изменен физическими упражнениями. В упомянутой статье в Натуре выдвигают мнение о том, что при физических упражнениях мышцы выделяют пептидный гормон иризин, который приводит к трасформации белого жира в бурый, в котором холостой расход энергии выше, чем белом. Это приводит к тому, что даже в спокойном состоянии мыши с большим количеством бурых клеток сжигали больше энергии, чем мыши с белым. В этой же работе даже вкалывали мышам, больным ожирением и диабетом, иризин и вроде улучшали glucose tolerance.

Общий вывод — BMI нужно держать в рамках (в среднем 18,5-25, но там всё сложнее, зависит от возраста — оптимальный смещается с возрастом вверх, и склада фигуры), но есть много других деталей, которые нужно учитывать. В частности, регулярные физические упражнения (4-5 дней в неделю). Просто удалить жирок через пластическую хирургию недостаточно. С научной точки зрения, полный механизм жирового обмена еще предстоит раскрыть. Детали выясняются постепенно. Картина усложняется. Возможно появление более эффективных терапий, когда физические упражнения соединены в комплекс с фармакологией.

Источник d_kishkinev
BACB4036-43E0-4DFC-A921F35BDD4D19AC_article

Об авторе wolf_kitses