«В Африке находится десятая часть мировой нефти, треть всех полезных ископаемых и две трети алмазов. Высокие цены могут оживлять краткосрочный экономический рост континента, но учёные уже давно подозревали, что многие его природные ресурсы также порождают нестабильность и насилие. Согласно теории, политики и их приближённые не могут устоять и не растащить огромные прибыли, что раздражает тех, кто остался не у дел. Борьба за эти богатства сыграла роль во многих бедах Африки, от боевиков в Демократической Республике Конго до гражданских войн в Судане. Однако выявление систематической связи между природными ресурсами и насилием в Африке оказалось сложным для экономистов, которые обычно работают с небольшими или не настолько детализированными данными.
Новое исследование* четырёх профессоров швейцарских университетов пытается обойти проблемы, с которыми сталкивались предыдущие исследования. Авторы собирали подробные данные (за каждый год с 1997 по 2010) по местоположению сотен шахт и тысяч конфликтах (включая беспорядки и насилие в отношении гражданских) по всей Африке. Затем они поделили континент на 10,000 ячеек, размером в половину градуса широты и долготы (примерно 55 км в районе экваториальной параллели). Всё это позволило им проанализировать влияние изменений мировых цен 15-ти полезных ископаемых на области, в которых их добывают.
За время исследования цены на полезные ископаемые более чем удвоились, в частности, благодаря огромному спросу Китая. Некоторые сырьевые товары подорожали ещё больше: в 1997 году унция золота стоила около $300, а в 2010 её цена перевалила за $1,000.
В некоторых отношениях континент выиграл от высоких цен. Благодаря сильному экспорту сырья с 1997 по 2010 год экономика Чёрной Африки росла со скоростью 5% в год. Но исследование обнаруживает, что удорожание полезных ископаемых приводит к ужесточению конкуренции за шахты, с шокирующе жестокими последствиями. В работе подсчитано, что если бы цены остались на уровне 1997 года, то в следующие 13 лет в средней африканской стране наблюдалось бы на 25% меньше насильственных инцидентов. Более высокие цены были ответственными за 65% мятежей, произошедших в Южной Африке. Эти результаты даже могут быть заниженными, потому что доход с шахты в одной территории мог быть использован для финансирования конфликтов в других.
*“This mine is mine! How minerals fuel conflicts in Africa”, by Nicholas Berman, Mathieu Couttenier, Dominic Rohner and Mathias Thoenig, Centre for Economic Policy Research working paper».
Перевод статьи The Economist: How natural resources breed violence
Источник ВКонтакте
Крайне рекомендуем и другие статьи сообщества «Рынок порешал» (Market solves) — они отбирают для перевода интересные и контринтуитивные материалы из «Экономиста», «Уолл-Стрит Журнал» и других солидных буржуазных изданий.
Чем плоха при капитализме сырьевая экономика, подробно описано в одноимённой статье В.Клочкова, касающиеся нашей страны, и главнейший из них — зависимое развитие с консервацией отсталости. Но страну, неспособную себя защитить, она в прямом смысле слова разносит на куски, ибо инициирует войны «внутри», а государство превращается в failed state, как в Конго. Хотя заголовок статьи в войнах винит «ресурсы», её материал показывает что проблема — в капитализме.