«Вчера во время семинара по сравнению еврейских праздников с вавилонскими я заметил одну вещь, которую, коты, хочу вам поведать. На 9 Ава запрещены пять вещей: еда и питье, умывание, умащение, «ношение сандалий» (любой кожаной обуви) и супружеская близость. Все эти запреты распространяются на полные сутки — и на ночь, и на день. Поэтому заканчивают есть еще до наступления 9-го Ава и не едят в сумерки на исходе этого дня.
А теперь вспомним запреты, которые Гильгамеш дает Энкиду перед тем, как тот спускается в Подземный мир доставать биту и мяч. Что он ему говорит?
«Ты не должен носить чистые одеяния — они поймут, что ты чужак.
Ты не должен умащать себя елеем — иначе они тебя окружат, слетевшись на его аромат.
Ты не должен бросать палку в преисподнюю — не то окружат тебя убитые такой палкой.
Ты не должен держать в руке посох из кизилового дерева — не то духи сочтут себя оскорбленными.
Ты не должен надевать кожаные сандалии на свои ноги.
Ты не должен целовать любимых жену и сына.
Ты не должен бить нелюбимых жену и сына». (184-197)
А знаете ли, чем заканчивается этот шумерский текст про Гильгамеша и Подземный мир?
«Полдень прошел, короны его коснулся.
Бильгамес поминальный обряд исполнял,
На девятый день поминальный обряд исполнял,
Юноши и девицы Унуга, все старухи Кулаба плач завели,
Как это было положено». (UET 6 60, 10-14).
Этот же девятый день (вариант: девять дней) упоминается в Астролябии Б в строках о месяце Абу:
«В месяц Ненегар Смайлик «smile» Абу) жаровни зажжены, Ануннаки факелы подняли, Гирра нисходит, с Шамашем равняется; месяц Гильгамеша, когда девять дней юноши в борьбе и
атлетике по кварталам своим соревнуются».
Шумерский вариант: «на девятый день».
В другом шумерском тексте «Смерть Гильгамеша» говорится про месяц Ненегар как праздник покойников, во время которого устраиваются соревнования при свете факелов. И этот праздник посвящен Гильгамешу.
То, что еврейский месяц Ав это вавилонский Абу, надеюсь, объяснять не надо.
Так вот вам, коты, древнейшее упоминание запретов 9 Абу/Ава в письменном источнике. Ни одного иерусалимского храма еще не было, а поминальный обряд и запреты уже существовали в Шумере
Источник Владимир Емельянов