«Последние два месяца в нашей российской прессе появилось несколько скупых сообщений о социальных волнениях в Мексике, вызванных учительскими протестами против вводимой правительством образовательной реформы. В испаноязычных средствах массовой информации, и особенно в мексиканских, этот конфликт, продолжающий сотрясать Мексику, привлекает острое внимание самых широких слоев населения, и широко освещается в прессе, как в крупнейших изданиях страны, так и на оппозиционных ресурсах. Каждый день приносит новые сообщения о том, как учителя Мексики в различных регионах страны протестуют против грядущей Реформы образования, принимаемой правительством. Пик внимания к событиям пришелся на 19 июня, когда в индейском поселке Ночистлан (Nochixtlán), штат Оахака, в рамках полицейской операции по разгону демонстрации учителей погибли 9 человек, и более сотни были ранены — со стороны полиции был открыт огонь, и в столкновении погибли не только учителя, но и несколько полицейских. Непропорциональный ответ властей на учительские протесты поднял всю Мексику, угрожая национальной забастовкой, и активизируя протесты других профсоюзов.
Непропорциональный ответ властей на учительские протесты поднял всю Мексику, угрожая национальной забастовкой, и активизируя протесты других профсоюзов.
Каждый день в мексиканских социальных сетях стали появляться фотографии, где представители различных профессий выкладывали свое фото с надписью: Я медик, и я с учителями. Я электрик, и я с учителями. Я простая домохозяйка, и я с учителями.
Однако, интересно отметить, что в социальных сетях нет недостатка в комментариях другого рода — там обыватели ругают учителей за все грехи разом – и за притягивание к себе всеобщего внимания, и за блокирование дорог, и за оставленных без обучения учеников, и за запертые на замок классы. Кто прав? И почему именно учителя начали национальный протест, и что представляет из себя Реформа образования, против которой они выступают?
Почему учителя?
Содержание
В истории Мексики учителя всегда были двигателем социальных перемен, начиная с Мексиканской Революции 1910-1920 гг. Учителя были участниками революционных боев и были неотъемлемой частью подразделений революционных армий. После Революции [см. о ней 3-хтомник Н.Н.Платошкина], был основан профсоюз (синдикат) работников образования, а учителя, вместе с другими социальными слоями населения, выполняли один из главных законов добытой в боях Конституции – право каждого на бесплатное образование, которого до Революции в сельской Мексике были лишены широкие массы самого бедного населения. Учителя были самыми уважаемыми людьми, особенно на селе, где они преподавали детям основы так называемого социалистического образования. Один из самых почитаемых президентов Мексики — Лáсаро Кáрденас — считается основателем социалистического образования – еще будучи губернатором штата Мичоакан, в конце двадцатых годов прошлого века он лично инспектировал сельские школы, следил за своевременной выплатой зарплат учителям, добился двойного финансирования сельским школам, многие из которых были основаны благодаря его усилиям, как и школы для индейского населения.
Учитель на селе в те времена, в тридцатые и сороковые годы прошлого века, был самым уважаемым человеком. Он был заводилой сельских праздников, зачинателем новых идей, он свободно общался как с простыми работниками, так и с владельцами поместий. В рамках педагогической миссии, учителя собирались вместе в каком-либо поселке, и шли убирать парк, подметать и делать дорожки – они учили людей эстетике и новому образу жизни. Взамен, учителя получали не просто небольшую зарплату от государства и – в случае сельской школы – от общины или от владельца поместья, но и получали подношения от населения, в какой-то мере наследуя традиции католической церкви, которой у Мексиканской республики в те времена были самые сложные отношения.
Обучение молодых учителей проходило в так называемых «Центрах педагогического сотрудничества», где молодые, недипломированные, и как они себя называли «эмпирические учителя» учились и набирались опыта у старших учителей, которые имели диплом от государства и работали давно – молодые учились у опытных, как организовать сложную учительскую работу: как разрабатывать план урока, как подавать новую тему, как вести воспитательную работу среди учеников. Эти учителя, вспоминают старики, действительно имели учительское призвание, и могли называться Учителями с большой буквы. Учителя регулярно проходили курсы повышения квалификации, особенно в получении навыков необходимых на селе — учителя сами учились, а потом учили детей как выдавливать масло из плодов инжира, как переплетать книгу, и десяткам других навыков, которые мы сейчас назвали бы природоведением и основами безопасности жизнедеятельности. Учителя имели право инспектировать школы и носить личный пистолет.
Учитель – это звучало гордо, в мексиканской пост-революционной жизни в двадцатых-тридцатых годах прошлого века.
И Мексика этого не забыла. Мексика это помнит.
Однако, учителя не только получали поощрения от государства. Когда в новейшей истории Мексики случались волнения и последующие за ними государственные репрессии, то учителя первыми принимали на себя удар. Упомянутое противостояние между молодой республикой и Католической церковью в тридцатых годах 20-го века вылилось в гражданскую войну, называемую Кристиадой. Среди сельского населения Мексики было немало католиков, которые сопротивлялись «социалистическому образованию», исключающему религию из школьных предметов. Учителя-католики сопротивлялись новой программе, но с другой стороны, среди учителей были немало и атеистов, сторонников просвещения, и убежденных противников католической церкви. Именно учителя-носители противоположных идеологий попали в самый накал противостояния между атеистами и католиками — учителей казнили и наказывали с обеих сторон: учителя горели живыми факелами, оставались без ушей, их расстреливали и изгоняли из школ и поселков. Со стороны государства понадобились немалые усилия, чтобы успокоить и примирить враждующие идеологии.
Мексика тоже это помнит. Мексика не забыла жертву учителей.
Учительский профсоюз и Движение сопротивления учителей
Первые десятилетия существования учительского профсоюза (который в настоящее время называется SNTE – Национальный синдикат работников образования) характеризовался временными альянсами с другими революционными силами, включая Коммунистическую партию Мексики. Однако, «левый поворот» в пост-революционной истории Мексики, создание «Народного фронта», лозунг «Единство любой ценой» не в последнюю очередь под влиянием идей Коминтерна закончился не совсем желаемым финалом – Центральный профсоюз работников Мексики (CTM), а также Синдикат работников образования (SNTE) пошли на сближение с правящей Институционно-революционной партией, что позволило государству навязать профсоюзу учителей свою бюрократию и контролировать его руководство, и привело к сращиванию профсоюзной верхушки с государством. Принципы социалистического образования эпохи Карденаса стали уходить безвозвратно, и в пятидесятых годах стала зарождаться оппозиция продажной верхушке учительского синдиката – так называемое «Учительское движение» (Movimiento magisterial), которое впервые проявило себя в 1958 году, когда учителя массово вышли на площади города Мехико, и десять лет спустя, в 1968 году, когда учительское оппозиционное движение развивалось параллельно студенческому движению, которое привело на площадь Трех Культур в Тлателолько тысячи протестующих студентов, где демонстрация была расстреляна правительственными силами.
В семидесятые годы, на фоне понижения уровня жизни, особенно в самых бедных штатах Мексики – Мичоакане, Герреро, Чиапасе, Оахаке, Морелосе – стали возникать различные региональные учительские движения, которые в декабре 1979 года встретились на совместной ассамблее в городе Тукстла-Гутьеррес, столице штата Чиапас. Так впервые была создана оппозиция официальному синдикату учителей SNTE – появилась так называемая «Coordinadora», то есть Национальный координационный совет работников образования (CNTE). Чтобы окончательно разобраться в социальных протестах, инициируемых учителями, необходимо сразу отметить, что все последующие протесты учителей (в 1980, 1981, 1984, 1989, 2006 в Оахаке, в 2007 годах и в настоящее время) были организованы именно Координационным советом (CNTE), который не раз подчеркивал свою оппозицию продажной верхушке Синдиката (SNTE).
Региональные протесты
В штате Чиапас учительские протесты традиционно носят интенсивный характер – поэтому надо отметить, что нынешняя серия протестов учителей возникла в мае месяце именно в штате Чиапас, где учителя блокировали федеральные трассы и проспекты города Тукстла, а затем протест перекинулся на соседний штат Оахака, где 19 июня сего года произошли упомянутые трагические события.
В Чиапасе, на центральную площадь города Тукстла продолжают приходить целые делегации из удаленных поселков штата – здесь можно встретить самый разнообразный социальный состав. Так, 9 июня сего года, в Тукстлу пришла организация католиков из поселка Симоховель, которые явились с церковными хоругвями, и устроили митинг, где с самого начала объявили о своей поддержке учительской борьбы.
В городе Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, который известен как туристический центр и как центр восстания Сапатистской армии национального освобождения (EZLN), местное духовенство тоже поддержало учительское движение (что неудивительно, так как ныне покойный епископ Сан-Кристобальской епархии Самюэль Руис считался «духовным отцом» сапатистов, и не исповедуя левых взглядов, все же придерживался принципов Теологии Освобождения). Индейцы-сапатисты Чиапаса 27 июня тоже прибыли в Тукстлу-Гутьеррес со своими продуктами, дабы организовать питание для учительских пикетов.
В настоящее время учительские протесты проходят по всей Мексике – в штатах Нуэво-Леон, Мичоакан, Герреро. Особенных успехов добилось учительское движение в штате Герреро, где в 2013 году учителями сельских общин Чипальсинго и местного Учительского движения (CETEG) был основано «Народное движение Герреро» (MPG), которое базируется на согласии между общинными властями, учителями, и комунитарной полицией. Во время протестных движений, для предотвращения провокаций, собственные силы безопасности фильтруют и отсеивают незнакомых комбатантов, справедливо подозревая, что они привлечены на службу местными властями.
Не доверяя более государству, Мексика пытается выжить, организуясь в союзы на основе региональных и цеховых общин, управляемых местными выборными властями. В этом процессе учителя – как нынешнее представители рабочего класса – играют далеко не последнюю роль. Классовая борьба в Мексике продолжается – только сейчас пролетариатом стали другие социальные слои, такие как сельские учителя – которые, после нескольких десятков лет небрежения со стороны государства, стремительно скатываются в нищету. Поляризация общественного богатства, уничтожение среднего класса и обнищание населения не оставляют народу другого выбора.
В чем суть предлагаемой правительством Реформы образования?
С приходом к власти нынешнего президента Мексики Энрике Пенья-Ньето в 2012 году, было заявлено о необходимости структурных изменений в жизни страны, в том числе и модернизация образования. В том, что образованию необходимы реформы – в этом сомнений нет ни у кого, даже у самых завзятых критиков президента.
Система государственного образования Мексики представлена худшими, среди развитых экономических стран, результатами – в частности, в январе 2015 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в своем отчете засвидетельствовала, что среди 34 стран-участниц, Мексика была на последнем месте по результатам академической успеваемости. При этом, Мексика насчитывает около 30 миллионов учащихся, а ее Профсоюз работников образования (SNTE) с более чем полутора миллионами работников – самый крупный в Латинской Америке.
Между тем, система образования Мексики, включая официальный синдикат учителей SNTE, насквозь пропитана коррупцией, кумовством, растратой официальных ресурсов и даже получением дохода с «мертвых душ». Гоголь жив! И идеи находчивого Чичикова (кто из нас в седьмом классе не писал сочинение «Образ Чичикова»?) – находят применение в мексиканских «роно» и «гороно». Недавняя тотальная государственная проверка системы образования – первая за всю новейшую историю Мексики – установила, что штатные расписания образовательных учреждений включали в себя тысячи – по всей Мексике — единиц преподавательского состава, который либо уже ушел на пенсию, либо скончался от старости – но на бумаге продолжает исправно получать заработную плату, и даже расписывается в получении.
Одним из злоупотреблений Профсоюза работников образования (SNTE) считается пожизненное получение рабочих мест выпускниками педагогических колледжей (“escuela normal”). Выпускники-«нормалисты» не только получали пожизненное рабочее место учителя, но и имели право передавать его по наследству, вне зависимости от результатов своей работы. Также, рабочее место учителя можно было продать самым открытым образом.
Предложенная (и принятая Конгрессом) Образовательная реформа вводит
1). Автономию Национального Института оценки системы образования (INEE), который разрабатывает нормы оценки образования и направления по его улучшению;
2). Единую национальную систему оценки уровня образования по всей стране, то есть, унификацию параметров оценки образования,
3). Координационный совет по оценки уровня преподавательского состава,
4). Разрабатывает нормы прозрачной системы конкурсного назначения учителей на должность, дабы избежать злоупотреблений и наследственной передачи учительских должностей;
5). Обучение и повышение квалификации учителя как ключевой фактор для улучшения образования учащихся;
6). Введение Системы технической оценки состояния школ, и более жесткий локальный надзор за системой повышения квалификации учителя;
7). широкую автономию школ по административному самоуправлению и укреплению собственной инфраструктуры;
8). Изменения в административной системе управления образованием, дабы искоренить ситуацию, способствующую коррупции.
Обыватели и критики учителей утверждают, что учителя дерутся за то, чтобы удержать свои привилегии и избежать аттестаций. Однако, дело совсем не такое простое, как кажется. На первый взгляд, система аттестации кажется вполне приемлемой и щадящей – учитель может пройти аттестацию с трех попыток, причем периоды между попытками могут быть равны одному году, дабы имелась возможность заняться необходимой самоподготовкой. Однако, система оценки учителей (см.пункт 2) имеет огромные недостатки – именно они насторожили учительскую общественность, и побудили учителей выйти на улицы. Аттестация учителей, согласно Реформе, должна проводиться по единому «опросному листу», который совершенно не учитывает региональные и социальные особенности различных штатов – Мексика известна своим неравномерным развитием — например, штат Чиапас имеет богатейшие природные ресурсы, вырабатывает своими гидроэлектростанциями энергию для половины Мексики, добывает нефть, но с социальной точки зрения имеет наибольший процент маргинализированного населения, за счет индейских поселков и неравномерного распределения общественных ресурсов. Как может учитель из Чиапаса ответить на одни и те же вопросы, которые задаются учителю, например, из более богатого штата Нижняя Калифорния? Или Синалоа? Где совсем другие природные условия, другая география, другая структура хозяйствования, другой процент сельского и индейского населения, другая история преподавания на селе. Не только учитель, но даже и простой ученик заподозрит, что подобная «аттестация» нацелена не на оценку квалификации преподавателя, а на сокращение учительских мест, и за счет сокращенных, повышения заработной платы оставшимся учителям – подобная система, как мы уже знаем, оставляет государство не в накладе. Выгодно всем – и государству, и сохранившим свое место учителям. Однако, увольнение учителей,особенно в сельской местности, повлечет за собой также и сокращение и закрытие государственных школ, и создание почвы для школ частных, что полностью перекрывает бедному населению право на бесплатное образование, гарантированное Конституцией.
Также, протестующие против Реформы образования, указывают на то, что она взваливает бремя реструктуризации образовательной системы на одного лишь учителя – если просмотреть все пункты Реформы, они в основном нацелены на «реструктуризацию» самого учителя, но никак не на улучшение системы образования в целом. А ведь учитель – это далеко не вся система образования! Учительство как самый революционный класс Мексики хотят уничтожить, — считают учителя. И они правы. С уничтожением Учителя в Мексике не останется и Образования.
А ведь сельские учителя в мексиканской глубинке очень часто стараются разрешить проблемы, практически неразрешаемые – при отсутствии должного финансирования сельских школ, они изобретают всяческие способы, чтобы среди беднеющего населения, дети по-прежнему ходили в школу, чтобы школа их привлекала, чтобы в школе им было интересно. Многие дети часто бросают школу, и уходят «на промысел» вместе с родителями – торгуют фруктами и пакетиками с арахисом на трассе, голосуя проезжающим машинам. Или помогая собирать урожай на соседней усадьбе. Иногда учителя, особенно в индейских поселках, и особенно женщины – сами отдают свой кусок на завтрак тем ученикам, у которых нет денег на школьные завтраки. Очень часто учителя проявляют чудеса изворотливости, чтобы продолжать обучение – на фоне ухудшающейся экономической обстановке в стране, где правительство исправно рапортует об увеличении ВВП и очередных отвлеченных показателях экономического роста.
Не в последнюю очередь Реформа вызвала нарекания предоставлением широкой хозяйственной автономии школам, фактически перевод школы на хозрасчет. Данной Реформой, государство стряхивает с себя все заботы о региональных школах, и переводит их на содержание родителей или местных властей. В Мексике школы близко сотрудничают с «отцами семей», каковые плотно вовлечены в систему финансирования школы и различные административные вопросы. Дополнительная финансовая нагрузка на «отцов семей» (padres de familia) заставила многих мексиканцев выйти на улицы, и присоединиться к протестам учителей. Образование не должно быть платным! – требуют мексиканцы.
Многих мексиканцев, как представителей среднего класса, так и простых обывателей, раздражает учительский протест, который выражается в перекрытии автомобильных трасс, расположении пикетов (“plantones”) на центральных улицах и площадях городов. Не в последнюю очередь, отвечают учителя, за столкновения отвечают «инфильтранты», то есть, нанятые провокаторы.
В целом, можно резюмировать, что Реформа образования в Мексике действительно является насущным и необходимым шагом не только для развития страны, но и для предотвращения ее постепенной деградации. Однако, структурные реформы в неолиберальном государстве, чаще всего основаны на экономических расчетах, в то время как наступает момент – и в Мексике все чаще говорят о его приближении – когда экономические и поверхностные реформы не срабатывают. Необходимо менять политику государства – то есть, всю государственную систему. Возможно ли это? В настоящее время такие отрасли социальной жизни общества как здравоохранение, образование, банковские и муниципальные услуги, телекоммуникации, страховые услуги – все скупается транснациональным капиталом. В том числе, на сцену выступает такой тихий, секретный, но разрушительный монстр как TiSA – Соглашение о торговле услугами, в частности, услугами образования. Реформа образования в Мексике, уверены многие мексиканцы, нацелена на выдавливание государственного сектора из системы образования, и предоставление широкого коридора для иностранных коммерческих поставщиков образовательных услуг.
* * *
Последнее время, в социальных сетях по всей Мексике ходит такая притча:
«На смерть дядюшки Здравого Смысла.
Сегодня мы оплакиваем смерть нашего дорогого друга по имени «Здравый Смысл», который жил среди нас все эти долгие годы.
Никто не знает, сколько лет ему на самом деле было – все его бумаги затерялись в закоулках нынешней бюрократии. Но дядюшка Здравый Смысл запомнился нам по своим урокам – он напоминал нам, что для того, чтобы иметь крышу над головой – надо работать; что каждый день надо понемногу читать; что ранние пташки собирают самые сладкие крошки. Также, Здравый Смысл напоминал нам, чтобы мы не забывали такие мудрые высказывания, как «жизнь не всегда бывает справедлива», и чтобы мы почаще говорили – «наверное, это я был неправ».
Дядюшка Здравый смысл жил по таким простым но эффективным заповедям, как «не трать больше, чем зарабатываешь», и напоминал нам, что в семье главным принципом является этот – «родители, а не дети должны нести ответственность».
Впервые дядюшка Здравый Смысл захворал, когда в школу пришли такие с виду хорошие, но неэффективные правила, как написание доноса на шестилетнего малыша за сексуальное домогательство, когда он пытался поцеловать девочку из своей группы; когда подростки были вынуждены перевестись в другой колледж, после того как сообщили о своем товарище, торгующем наркотиками; когда из школы была вынуждена уволиться учительница, сделавшая замечание хамоватому ученику. Все эти события повлияли на здоровье нашего дядюшки, которое стало стремительно ухудшаться.
Дядюшка растерял все свои владения, когда родители стали впервые упрекать учителей в том, что те не сделали работу, которую должны были сделать сами родители – а именно, что учителя не смогли дисциплинировать их неуправляемых детей.
И совсем уж худо стало ему, когда в школах ввели правило, что для того, чтобы дать ребенку аспирин или наклеить пластырь – надо сначала спрашивать разрешения родителей. Хотя в то же время, в школе родителям не торопятся сообщить о том, что ученица беременна, и желает сделать аборт.
Здравый Смысл совсем потерял желание жить дальше, когда Десять Заповедей превратились в мягкий тягучий материал, некоторые церкви стали деловыми центрами, а к преступникам стали относиться лучше, чем к их жертвам.
Смертельным ударом для Здравого Смысла было узнать, что ныне уж нельзя защититься от вора и в своем собственном доме, а вор может на нас подать в суд за агрессию; а если полицейский задержит вора, то даже безоружного полицейского станут судить за превышение самообороны.
И многие другие наши земные дела послужили причиной ухудшения здоровья и смерти Здравого Смысла. Однако, смерти Здравого Смысла предшествовала смерть его родителей – Правды и Доверия, и его супруги – Осторожности, и его дочери – Ответственности, и его сына – Рассудка.
А вот три сводных брата Здравого Смысла умудрились его пережить. Это «Я знаю свои права», «Виноват другой», и «Я жертва этого общества». Они до сих пор живы, и здравствуют.
На похоронах Здравого Смысла не было много народу, ибо немногие из нас осознают, что вокруг происходит…. »
Источник «Однажды в Мексике«