Александр Степанов
«Я Пастернака не читал, но осуждаю».
«Это типа вместо эпиграфа. Я кстати, его не дочитал, «Живаго» в смысле. Унылая вещь. Но речь не о том, а о «Левиафане».
«Левиафана» я тоже не смотрел, и даже не знаю, стоит ли это делать. Просто потому, что в соцсетях мне успело попасть на глаза столько отзывов, что сюжет полностью известен. Не интересно. Намедни я под одним обсуждением оставил комментарий о том, что в перестройку был такой фильм, «Покаяние» назывался, от которого балдела либеральная интеллигенция. Помните? Ах-ах, «к чему дорога, если она не приводит к храму?» Сейчас мало кто его помнит, и наверное, еще меньше людей захочет его пересмотреть. Унылое… как и большинство восхваляемых творений того времени.
Тоже помните, всякие там «Золотые тучки», «Дети Арбата» и прочую макулатуру. Короче, намекал я на творение Звягинцева.
Но вот мне сейчас в голову пришла мысль: а сюжеты-то «Покаяния» и «Левиафана» никаким образом не пересекаются? Сюжет последнего в вольном пересказе: Власти маленького городка на Севере решили построить Храм на красивом холме на берегу залива. Однако, на том месте стоял дом механика Николая, и несколько поколений его предков жили в этом старом доме. И решили власти тогда забрать землю… Короче, посадили Николая в тюрьму, обвинив его в убийстве жены. И сломали дом Николая, а на месте его построили новый большой Храм.
Ну вот, а может это и есть тот самый храм, из «Покаяния»? 30 лет назад многие, особенно упоминаемая выше либеральная интеллигенция, очень хотели, чтобы была «дорога к храму». Пошли по ней и наконец-то дошли. И храм новый построили. По пути, правда, дом сломали, кого-то посадили, а кого-то и убили, но такая желанная цель ведь достигнута, не так ли? Вот он стоит, ваш храм, получите и распишитесь…
Повторю еще раз – я «Левиафан» не смотрел, поэтому спорить о достоинствах фильма не буду. Можно считать этот набросок текста порождением потока сознания тов. Степанова.»
Источник stepanov-karel