В Великобритании правительство запустило очередную программу приватизации общественного сектора, несмотря на недовольство общественности предыдущими результатами. Тем не менее, исходя из своих материальных интересов, правительство Тори активно продвигает приватизацию общественного здравоохранения, социальной сферы и ЖКХ. В ответ противники Тори пытаются, в который раз, объединиться и отбить реформы.
Стартовавшая компания We Own It предполагает объединить вокруг себя все те группы, что участвовали в защите общественного сектора в последнее время (включая те из них, кто принимал активное участие в национальной забастовке работников NHS). Результаты приватизации оказались вполне предсказуемыми — цены резко выросли (в 1,5 — 2 раза) при одновременном ухудшении качества услуг и безопасности выполняемых работ.
Так, приватизация, железных дорог привела к резкому росту аварий на дорогах Британии в силу экономии операторами на амортизации, требований к безопасности операций и прочее. Закончилось всё это резким ростом тарифов, всё более увеличивающимися расходами гос.бюджета на поддержку операторов железных дорог и прочее.
При этом надо отметить, что первейшую задачу — создание конкурентных рынков — правительству решить так и не удается. Комиссия по конкуренции в своём отчете о состоянии дел, после приватизации общественного транспорта (г.Лондон), пришла к выводу, что наравне с диким ростом тарифов, снижением безопасности вождения и увеличением аварийных ситуаций на дорогах, в отрасли фактически сложился картель, который исходя из своего положения просто гребёт монопольную прибыль. А поскольку частник, в отличие от гос.оператора, не обязан отчитываться перед вышестоящими выборными инстанциями — де-факто единственной возможностью принудить его к снижению цен и улучшению качества обслуживания является — забастовка (с которыми власти борются) и суд (в котором ещё надо победить корпоративных юристов).
Более того, как выяснилось, принятие акта о свободе информации не повышает прозрачность деятельности новых эффективных собственников. Поскольку согласно принятому акту, в целях оградить частного предпринимателя от излишнего «бюрократического» давления, правительство не стало обязывать его полностью раскрывать свою деятельность в обязательных для обнародования документах. Борьба за то, чтобы частный оператор в полной мере раскрывал всю свою деятельность в области оказания общественных услуг постоянно увеличивается. Масла в огонь подлили скандалы с одними из крупнейших частно-охранно-инфраструктурных-сервисных фирм A4E и G4S, осуществляющих широчайший размах деятельности по управлению части бывшей гос.собственности — тюрьмы, объекты ЖКХ, уборка мусора, полицейские функции, охрана общественных сооружений, частно-военная деятельность, где последняя, в свою очередь, столкнулись с Serco — государственной корпорацией, созданной специально для оказания всевозможных сервисных услуг, начиная от логистики и транспорта и до охраны аэропортов и производства военной техники.
Все вышеперечисленные фирмы обвинялись в угрозах и преследованиях профсоюзных работников, угрозах и избиениях, многочисленных нарушениях прав и свобод граждан, развалом работы переданных под их крыло общественных структур. Но, ясное дело, никогда не оставались в накладе — либо они пользовались постоянным и неусыпным вспомоществованием со стороны властных структур, либо взваливали на трудящихся все возрастающие операционные издержки по несению общественных функций. К чему это привело хорошо было продемонстрировано во время скандала с обеспечением безопасности во время Олимпиады в Лондоне 2012 года, где частные охранники и держиморды из G4S умудрились завалить всё дело и допустить громадное количество промахов.
Ко всему прочему, расследование деятельности новых центров обслуживания пациентов, проведенное Channel 4, показало резкое снижение качества услуг, увеличению нагрузки на врачей, вплоть до того, что недостаток необходимых кадров потенциально может привести к увеличению смертности, и в силу перегрузок врачей и мед.работников, и в силу недостатка операционистов, работающих в call-центрах.
Надо отметить, что общественность, не поддерживает приватизацию: более 60% выступают за национализацию некогда приватизированных отраслей. Характерно, что это разделяют не только избиратели лейбористов, но и консерваторов (последние исходят из того, что соотношение цена-качество выиграет от национализации).
Но правительство настаивает на продолжении реформ общественного сектора. Правда выяснилось, что в реформе, скажем NHS, заинтересовано не только правительство и связанные с ними круги, но и официальная оппозиция, законно избираемая на голову трудящихся, руками трудящихся, защитники интересов буржуазного класса, что явно показывает все уловки и фикции буржуазной демократии.Пока же, идущая приватизация, ни к чему другому, кроме увеличения тарифов, ухудшения положения трудящихся и обогащения всех причастных, не привела. Понимая это, граждане, трудящиеся, Великобритании пытаются сопротивляться, но, увы, до осознания необходимости бороться за взятия в свои руки политической власти дело так и не доходит. Борьба носит в первую очередь экономический характер. Остается надеяться на то, что этот необходимый этап будет пройден и будут поставлены политические цели.