Я писал, что у всех «социальных» видов позвоночных, в том числе и у нас грешных, социальное влияние превозмогает индивидуальные влечения, если то и другое входит в клинч, а при длительном воздействии формирует нас так, что расхождение уменьшается или исчезает вовсе. Что проявляется в том числе и на половой активности, в современной культуре представляемой концентратом и даже сутью индивидуальности, тем, на что общество не может и не смеет посягать. Понятно, что это обманка: суть индивидуальности — это самореализация («самое страшное преступление — не дать человеку сбыться»), а не физиологические отправления, в т.ч. потому что и эту активность представление её «работой» сильно интенсифицирует сравнительно с представлением «удовольствием». Всё как в известном неприличном анекдоте, когда полковница спрашивает мужа: «Заниматься любовью — это работа или удовольствие»? Тот: «Конечно работа, и нелёгкая!» «Что-то не верится, была б работа, ты б солдатика прислал».
«По словам профессора антропологии Джералда Крида, «Секс, наравне с нуждами в пропитании и в убежище, — это базовая потребность людей, которая в каждом обществе реализуется в согласии с существующими в нем культурными нормами».
«К сожалению, — продолжает автор, — антропологи уделяют этой стороне обычаев гораздо меньше внимания, чем прочим аспектам культурного поведения, и публикации на эту тему немногочисленны. Даже этнографы, склонные к холистическому подходу в описании жизненного уклада конкретного этноса, касаются этой темы вскользь или вообще игнорируют её. Антропологи считают, что все прочие стороны поведения социально обусловлены, но, по каким-то причинам, не относят сюда сексуальность и исключают ее из социологического анализа» (Creed1984: 157).
Понятно, таким образом, почему мне удалось найти только одно исследование, посвященное анализу мотивов, которыми при общении на почве секса руководствуются люди, принадлежащие обществу охотников-собирателей. Речь идет о пигмеях ака, разных сторон жизни которых я касался ранее. Работа основана на интервью, полученных от 35 индивидов (18 мужчин, 17 женщин) в возрасте от 18 до 75 лет (Hewlett, Hewlett 2010).
Локальная группировка ака включает в себя 25-35 человек. Лагерь площадью 50-60 м:, который несколько раз в год переносится с места на место, состоит из 5-8 хижин от одного до двух метров в диаметре. Равенство полов максимально выражено по сравнению со всеми достаточно полно исследованными культурами. Это связано с тем, что гендерные роли различаются в меньшей степени, чем в прочих архаических эгалитарных обществах: женщины принимают участие в охоте, а мужчины много времени отдают заботе о детях. Полигинические семьи составляют менее 15% от общего числа брачных союзов (там же: 108-109).
По словам всех опрошенных, вне зависимости от их пола и возраста, сама суть половых отношений сводится к желанию иметь детей, тогда как удовольствию, получаемому во время секса, эти люди придают гораздо меньшее значение. Вот что они сами говорили интервьюеру.
«Я делаю это пять раз за ночь, чтобы иметь ребенка. Если бы я старался меньше, жена не была бы рада, ибо она хочет поскорее родить» (слова молодого мужчины).
«Я предаюсь любви с ним, чтобы стать матерью, а не для удовольствия».
Другая опрошенная заявляла:
«Это приятное занятие, но главное — завести ребенка» (там же: 112).
Более того, мужчины говорят: «Половое желание — это работа» (буквально: Bilaпа bongedi). Или:
«Я всегда думаю о будущем ребенке, это приятная работа для моего члена, но очень ответственная (big work)».
Или еще:
«Половая жизнь не столь утомительна, как дневная забота о пропитании, но в обоих случаях это уйма работы. Ночная проще, поскольку потом можно поспать».
За репродуктивный период женщина рожает 5-6 раз, но детская смертность составляет 35—45%. В свете сказанного становится понятной высокая частота половых актов за единицу времени, наблюдаемая у ака, по сравнению с тем, что мы видим у их соседей — трибы земледельцев нганду (банту) и тем более — у жителей США (рис. 7.19).
Любопытными выглядят воззрения ака о физиологии зачатия и развития плода. Они остаются в неведении относительно того, что зачатие наиболее вероятно в некий определенный момент полового цикла женщины. Культура этого этноса относится к числу тех, носители которых уверены, что именно сперма определяет правильный рост ребенка в чреве матери, тогда как женское тело — лишь вместилище для новой жизни, недостаточное для ее развития в отсутствии мужского семени. Поэтому, согласно поверьям ака, положительный результат требует регулярного «подкармливания» им развивающегося плода1. Кстати сказать, те же самые представления существуют у обитателей самых разных регионов мира: во многих районах Африки, в северо-восточной Азии (например, у айнов), на полуострове Индостан, у индейцев как Северной, так и Южной Америки, у папуасов Новой Гвинеи, у жителей некоторых других островов Океании (там же: 118).
Для поддержания столь высокой сексуальной активности практически все мужчины ака, чаше или реже, прибегают к использованию стимуляторов, которые добывают из коры некоторых видов деревьев. Некоторым известны два таких источника, наиболее опытным — пять. Женщинам названия этих растений неизвестны, и считается, что на них эти вещества не действуют.
Проблема воздержания возникает у мужчин в силу существования запрета на половые сношении после рождения ребенка. Они табуированы традицией на период, пока тот не начнет ходить. Впрочем, в отличие от того, что мы видим у банту-нганду, где запрет соблюдается почти всеми мужчинами (90%), у ака им пренебрегает около трети из числа опрошенных (27%). На вопрос, необходимо ли хранить верность женам в этот достаточно длительный период, восемь (всего 46%) ответили положительно, и пять (27%) — отрицательно, несмотря на свою веру в табу. При этом они отдавали себе отчет в том, что такие вольности могут, в принципе, причинить вред ребенку, вызвав у него особую болезнь ног.
Отмечу в заключение одно обстоятельство, которое, на первый взгляд, может показаться малозначащим. Именно, что ака предпочитают заниматься сексом в своем жилище по ночам. Но существенно оно в силу резкого контраста с тем, что мы увидим далее в трибальных обществах, о которых речь пойдет в двух следующих главах. Там не только запрещено входить в половые контакты под крышей, но и само жилище индивида противоположного пола табуировано для посещения его мужем или женой.
Источник Е.Н.Панов. «Человек: созидатель и разрушитель. Эволюция поведения и социальной организзации«. М.: Языки славянской культуры, 2017
Примечание
1Этот взгляд отличается о того, которого придерживаются, например, упомянутые банту-нганду. По их мнению, как мужские, так и женские флюиды в этом смысле одинаково необходимы. В ограниченном по объему данных кросскультурном исследовании были выявлены 8 культур, для которых характерны воззрения, присущие ака, и 9 — аналогичных принятым у нганду (Ford, 1945).
P.S. Ещё забавный момент: в противоположность большинству обществ, у ака и нганду отсутствуют гомосексуализм и мастурбация (либо крайне редки). Слов для обозначения того и другого в их языке нет и, чтобы спросить их про соответствующие феномены, приходится описывать им соответствующие действия «по разделениям». Одно из возможных объяснений: у тех и других- слишком много гетеросексуального секса, ещё и воспринимаемого как «работа» (см.рисунок). Есть и другие такие культуры: 5 из 42 исследованных в 1976 г. не имеет концепта гомосексуального полового акта, хотя это не табуируется и не наказывается (да и к табу «архаичные» народы, как сейчас мы знаем, относятся весьма вольно, в т.ч. 10-15% женится или выходит замуж в нарушение павил, следующих из системы родства и брачных обменов).