Я уже писал, как взаимодействия птенцов в выводке дифференцируют особей по двум жизненным стратегиям и задают два основных полюса индивидуальности у воробьиных птиц. С одной стороны, это живой, быстрый, всем интересующийся, всюду лезущий, с минимумом неофобии, и медленный, эмоционально тупой, на всё реагирующий шаблонно-стереотипным образом, с максимумом неофобии, слаборазвитым исследовательским поведением — с другой. Понятно, что между этими полюсами есть серия промежуточных типов, но разнообразие индивидуальностей хорошо укладывается в соответствующий градиент.
4-летнее исследование популяции больших синиц в Голландии показывает, зачем нужно это разнообразие индивидуальностей (зачем дифференцироваться на два противоположных типа, почему бы всем особям в популяции не занимать одно – условно-среднее положение по развитию шаблонности поведения, и исследовательской активности?).
Оказывается, максимальный успех размножения у пар, образованных особями противоположных типов индивидуальности, причём оптимальное сочетание это самец с высокой исследовательской активностью в новой среде, без неофобии х эмоционально тупая, шаблонно-стереотипная самка с низким уровнем исследовательской активности. Такие самки имели наибольший гнездовой успех и наибольшее число слетков, а наличие у них самца с высоким уровнем исследовательской активности увеличивало вес и другие кондиции слётков (в том числе потому, что такие самцы гнездились в искусственных гнездовьях). Вообще, особи с высоко развитыми исследовательскими способностями лучше проявляют себя в обнаружении, занятии и защите высококачественной территории, а их противоположности с высокой шаблонностью поведения являются лучшими родителями и имеют птенцов лучшего качества, ведь именно в насиживании и выкармливании птенцов доля повторения инстинктивных схем максимальна. (Both Ch., Dingemanse N.J., Drent P.J., Tinbergen J.M., 2005. Pairs of extreme avian personalities have highest reproductive success// J. Anim. Ecol. Vol.74. №4. Р.667-674)
То есть дифференциация особей по типам индивидуальности и связанным с ними альтернативным стратегиям за счет разнообразящих взаимодействий сперва в выводке, а затем уже собственно в сообществе формирует как бы комбинативную изменчивость моделей поведения особей в популяции. Она обеспечивает лучшую «подгонку» индивидов к тем конкретным условиям среды, в которых они должны жить и растить потомство. В этом смысле разнообразящий эффект взаимодействий внутри выводка или всего социума с образованием пар из приверженцев противоположных моделей аналогичен роли мейоза и полового размножения в создании комбинативной изменчивости на уровне генов