Прорыва дамбы в Бразилии можно было избежать

Не так давно мы рассказывали о том, как современная социально-экономическая система убивает людей во имя прибыли, на примере двух авиакатастроф с участием лайнера Boeing 737 MAX. Случай с прорывом дамбы в шахтерском районе Бразилии в январе 2019 года, погубившим около трех сотен человек, тоже принадлежит к этой категории, как можно было заподозрить с ...

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

brumadinho__ru_dhbVZVmj

В продолжение темы, как капитализм убивает

Не так давно мы рассказывали о том, как современная социально-экономическая система убивает людей во имя прибыли, на примере двух авиакатастроф с участием лайнера Boeing 737 MAX. Случай с прорывом дамбы в шахтерском районе Бразилии в январе 2019 года, погубившим около трех сотен человек, тоже принадлежит к этой категории, как можно было заподозрить с самого начала.

Выяснилось, что немецкая компания, проводившая обследование этой дамбы, путем «креативного» составления документов признала безопасным заведомо проблемное сооружение, опасаясь за судьбу своих многомиллионных контрактов с компанией-владелицей шахты.

Спустя шесть месяцев после прорыва дамбы хвостохранилища близ города Брумадинью на юго-востоке Бразилии, который привел к гибели около 300 человек, стало известно, что эта катастрофа могла быть предотвращена. Следствие считает, что немецкая компания Tüv Süd которая проверяла данную дамбу и признала ее безопасной, на самом деле знала о том, что дамба находится под угрозой обрушения. Однако, компания отказывается сотрудничать со следствием.

До и после прорыва дамбы

До и после прорыва дамбы

В распоряжение BBC попала электронная переписка, из которой следует, что согласно первоначальному анализу, проведенному Tüv Süd, состояние дамбы не соответствовало официальным требованиям. Компания отказалась комментировать эту информацию.

Дамба возле Брумадинью обрушилась за считанные секунды 25 января 2019 года, в результате чего в долину устремился поток токсичной жижи, сметавший все на своем пути. Никакого предупреждения не было, специально установленные для таких случаев системы оповещения молчали.

Среди погибших были в том числе многие работники шахты, которые только что сели обедать в столовой, оказавшейся на пути потока — шансов спастись у них практически не было. Ликвидация последствий катастрофы идет по сей день, и тела некоторых погибших до сих пор не найдены.

Штаб-квартира компании, ответственной за аварию

Штаб-квартира компании, ответственной за аварию

Следователи обнаружили, каким образом Tüv Süd «решила» эту проблему: поменяв сами критерии проверки дамбы. Компания включила ряд условий в сертификат безопасности, среди которых, например, было отсутствие каких-либо взрывных работ поблизости от дамбы — условие, соблюдение которого в окрестностях действующей шахты довольно маловероятно. Это позволило им сертифицировать дамбу, несмотря на ее проблемы.

Ниже приводится внутренняя переписка между сотрудниками Tüv Süd в Бразилии.

13 мая 2018:

Мы заканчиваем исследования разжижения дамбы Б1, но все идет к тому, что проверку она не пройдет.

15 мая 2018:

Результаты и цифры ставят нас в очень уязвимое положение.

9 ноября 2018:

У этой дамбы проблемы с разжижением.

Через два дня после обвала, в беседе с менеджерами сотрудники Tüv Süd признали, что они также сертифицировали надежность трех других дамб. Один из них попытался обнадежить начальство тем, что все три эти дамбы были затронуты обвалом Б1, а значит, качество их работы по ним теперь невозможно проверить.

12 марта 2019, от Tüv Süd владельцу шахт — компании Vale:

Наши эксперты не могут подтвердить стабильность ни одной из дамб, упомянутых в нижеследующем списке (далее список из 9 дамб)… в вычислениях относительно них использовался оптимистичный подбор параметров.

Пока неизвестно, почему было принято такое решение. Возможно, Tüv Süd находилась под давлением со стороны Vale. Есть сведения о том, что инспектирующая компания была обеспокоена тем, что может случиться, если они не сертифицируют дамбу.

До Tüv Süd две другие компании отказались признавать дамбу безопасной, после чего контракты с ними были расторгнуты.

Государственный прокурор, ответственный за обвинение в адрес Tüv Süd и Vale, утверждает, что компания Tüv Süd «предпочитает молчать». Также известно, что Tüv Süd отказалась сотрудничать с расследованием, которое ведет бразильский парламент.

Правительство Германии сообщило, что хотя оно и ожидает, что каждая немецкая компания в подобного рода случаях будет сотрудничать со следствием, в конечном итоге оно само не может нести никакой ответственности за ее поведение.

На короткий срок эта катастрофа приковала взор всего мира к шахтерским районам Бразилии. Пережившие её опасаются, что этот интерес пройдет так же быстро, оставив их вопросы безответными, а погибших друзей и родных — забытыми.

Большинство бразильцев открыто говорят, что катастрофа произошла не случайно, а из-за компании Vale, которая ради прибыли экономит на безопасности. Гнев местных жителей можно понять, поскольку это не первый подобный инцидент: в 2015-м рухнула еще одна дамба Vale в Мариане. Тогда погибли 19 человек, а окружающей среде был нанесен колоссальный урон.

Компания Vale — крупнейший в мире производитель железной руды, ведущий добычу в 6 странах и имеющий филиалы в 30. Она была приватизирована в 1997 году вопреки протестам общественности и ее сотрудников, а в 2012 году получила антипремию за неуважение к окружающей среде и правам человека от организации Public Eye. Тогда компания заявила, что обвинения в ее адрес безосновательны. Однако, о ненадежности используемой в Брумадиньо дамбы было известно давно: только за последнее десятилетие произошло более 30 случаев обрушения таких конструкций. Но на безопасности по-прежнему продолжают экономить. Фраза

«Cuanto Vale?» — «Сколько стоит?»

(игра слов: vale в португальском означает также «стоить») постоянно встречается на плакатах людей, митингующих против обесценивания человеческой жизни [собственно,  правые и протащили в президенты фашиста Болсонару именно для того, чтобы по максимуму снять с государства расходы на науку, образование, прочую социалку, с бизнеса — на охрану труда и охрану природы. Прим.публикатора].

На вопрос бразильцев можно даже дать приблизительный ответ: поделить 4,5 миллиона долларов на 300 человек — получится 15 тысяч долларов, цена жизни бразильского работника с точки зрения извлекающих из него прибыль компаний и их владельцев. Судя по заявлениям руководства менее чем за год до трагедии, Vale стремилась угодить акционерам и выплачивать больше дивидендов — вместо того, чтобы, например, направлять эти средства на капитальное строительство или повышение безопасности своих шахт [В нынешнюю эпоху финансового капитализма исчезает даже та шаткая основа для классового мира, которая была, когда большая прибыльность бизнеса улучшала положение работников или увеличивала их заработки, т.ч. они заинтересованы в процветании предприятия. Так было где-то до конца 1980 гг.; потом, в ходе финансиализации, критерием качества управления стали доходы акционеров, не  организация производства. Классовый антагонизм между рабочими и буржуями (вместе с их управляющими) стал предельно открытым и явственным. Прим.публикатора].

Трагические случайности, аварии и катастрофы могут произойти в любой достаточно сложной системе. Но то, насколько вероятно их вовремя предотвратить или свести к минимуму их масштаб и последствия, во многом зависит уже от устройства общества. Пока социально-экономическая система во всем мире будет ориентирована на обеспечение прибылей, власти и привилегированного положения меньшинства за счет большинства остальных людей — такие случаи будут не исключением, а правилом.

Источник Проект Будущее

Об авторе wolf_kitses