По поводу этой моей публикации некоторые скажут: «мелочи», «склока в песочнице» и т.п. Но смолчать не могу, т.к. речь идет о деле, которым занимаюсь более 40 лет. Кроме того, считаю данный случай очень показательным и ярким. Возможно, это ещё и пример заказной «защиты от нападок на официальный курс развития заповедной системы».
Под таковым «курсом» подразумеваю отказ от принципов заповедности, коммерциализацию деятельности ООПТ под лозунгом «экотуризма».
Осенью 2018 г. в Иркутске прошла 6-я конференция «Современные проблемы орнитологии Сибири и Центральной Азии», издан сборник материалов. В нем есть статья В.Н. Степаненко «Орлы острова Ольхон» (стр. 226-229). Автор (сотрудник ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», в состав которого входит Прибайкальский национальный парк) с первых строк взял «быка за рога»:
«На острове Ольхон в конце ХХ века резко снизилось количество крупных хищных птиц на гнездовье, вместо 20 пар орлов-могильников, 6 – орланов-белохвостов и 5–7 пар беркутов сейчас здесь гнездится всего 1 пара беркутов (Рябцев В.В., 2018), причем, по мнению этого исследователя, причина сокращения орлов здесь – рост масштабов туризма. Поскольку другие причины явления В.В. Рябцевым не рассматриваются, такой вывод можно признать недостаточно аргументированным».
«Из-за фактора беспокойства Ольхон стал непригоден для ряда прежних его обитателей — дрофы, орла-могильника, орлана-белохвоста. Очень скоро по этой же причине список могут пополнить беркут, филин, сокол-балобан.»
История и причины исчезновения орлов с Ольхона описаны мною в иных публикациях. По орлу могильника это статьи (см. список литературы в конце поста) 1997, 2007 и 2011 гг., беркуту — 2004 г., орлану-белохвосту — 1997 и 1998. По орлам «в целом» — публикации 1985 и 2000 гг. Но В.Н. Степаненко вряд ли они известны, в своем списке литературы он их не приводит. Зато делает следующие выводы:
«Продуктивность экосистем о. Ольхон не превосходит таковые Прибайкалья и Забайкалья, где такой концентрации крупных пернатых хищников на гнездовье никогда не наблюдалось. Необычно высокое обилие орлов на острове относится к относительно узкому временному отрезку, 70–80-м годам ХХ века, исследователи, посещавшие Ольхон в предшествующие годы, такой концентрации не отметили и не описали (Литвинов Н.И., 1982).»
По мнению В.Н. Степаненко
«повышенное обилие крупных пернатых хищников на Ольхоне – следствие хозяйственной деятельности человека…… Превышение пастбищной нагрузки привело к потерям в биоразнообразии степей, где естественные растительные сообщества сохранились только на недоступных домашнему скоту крутых склонах и улучшению условий обитания орлов. Падеж овец от бескормицы стал массовым, то есть падаль имелась в изобилии, особенно в конце зимы и весной, а обилие длиннохвостого суслика повысилось, вид освоил все степи, угнетенные перевыпасом.»
«Обилие орлов на Ольхоне свидетельствовало не о благополучии, а о критическом состоянии местной экосистемы, ведь овцеводство может необратимо изменить естественный ландшафт».
«В последнее десятилетие ХХ века… убыточное овцеводство на Ольхоне прекратилось. В результате крупные хищные птицы лишились обильного источника доступной пищи, и их обилие резко сократилось.»
«Степи начали восстанавливаться, что также негативно отразилось на условиях обитания пернатых хищников – высокотравные участки стали непригодны для обитания суслика. Тем не менее, на острове продолжает гнездиться одна пара беркутов, то есть крупные хищные птицы здесь не исчезли. …Беркут здесь был и остается редким видом». «Современное обилие орлов здесь, вероятно, ограничивается емкостью среды обитания.»
Численность беркута на Ольхоне уже давно сократилась. Как будто назло В.Н. Степаненко, именно в начале 1980-х — в пик пастбищной нагрузки — пара, находящаяся под моим наблюдением, придерживалась «заячьей диеты», а в конце 1990-х- начале 2000-х перешла на «сусличью» (Рябцев, 2004).
Опровергнуть можно почти каждую строку статьи «Орлы острова Ольхон», но с меня хватит. Приведу еще лишь фразу:
«По этой причине (подъем уровня Байкала после строительства Иркутской ГЭС — мое пояснение) узкоспециализированный ихтиофаг большой баклан на Байкале исчез (Степаненко В.Н., 2015), а более пластичный орлан-белохвост многократно снизил численность.»
Вне поля зрения В.Н. Степаненко остался тот факт, что Ольхон — центр древнего Культа Орла. Что память о нем, легенды, обычаи и шаманские обряды коренные жители Ольхона и Приольхонья сохранили до наших дней (Рябцев, 2000; 2000а). Этого культа придерживались и тюркоязычные курыкане, населявшие Байкал до прихода монгольских племен (11-12 веках н.э.).
В начале 1980-х я еще застал на Ольхоне и в Приольхонье беркутов, могильников, орланов-белохвостов, которые не боялись людей, были удивительно доверчивы (Рябцев, 2000). Явление уникальное! Благожелательность местных жителей наряду с богатой кормовой базой (обилие сусликов, зайцев, куриных птиц, чаек, рыб) и объясняла очень высокую численность и видовое разнообразие орлов Ольхона. Это был «осколок прежнего мира». По нему можно было судить о численности орлов в Предбайкалье до появления русских поселенцев. Но прошло менее 20 лет — и эти удивительные птицы исчезли, либо резко сократили численность.
Однако память о них живет. В Ольхонском районе на деньги спонсоров (не бюджета) появилась скульптура Священного Орла:
Между тем, «туристическая» проблема крайне остра и заслуживает самого пристального внимания специалистов «Заповедного Прибайкалья». И уж совсем меня удивила такое вот изображение (фото 2014 г.) на автомобиле Островного лесничества (Ольхон):
В сети очень много таких картинок и все чаще люди, далекие от понимания сути дела, использовали фото именно американской птицы. Апогеем стало её включение в герб (!) Ольхонского района:
Обидно. Не за себя, а за орлов и ООПТ, в котором проработал 16 лет. Эти птицы — истинный «бриллиант» для экопросвещения. Как много интересного с ними связано, какую глубочайшую связь орлы имеют с территорией Прибайкальского нац. парка, но особенно — с Ольхоном. Ведь остров — орлиная столица мира (!), здесь среди людей появился первый шаман — он был орлом (!), орлиный облик принимает сам Хозяин Ольхона, орлы — его сыновья (Рябцев, 2000).
Сколько накоплено разнообразных материалов! Профессиональным кинооператором Сергеем Марковым при моем участии снят видеофильм «Царь Орел»:
Увы, мой материал по «императору» размещен на крайне неудобном сайте (http://baikalwave.bolgol.ru/nashi-proekty/imperatorskij-orjol), сейчас вновь ставшем недоступным. Ничего, связанного с моим именем, на сайте «Заповедного Прибайкалья» не найдете. Все, сделанное мною, в этом учреждении старательно вытравлено. Что именно? Об этом можно узнать из моего поста «Наука в национальном парке или — «скверный анекдот».
P.S. 2018 год принес радость, на которую я уже не надеялся. Группировка «императорского орла», населяющая Предбайкалье, впервые за 40 лет моих наблюдений показала не падение численности — а рост!
Если же таковых усилий не прилагать, то растущий турпоток уничтожит и последнюю орлиную пару (беркутов) еще сохранившуюся на Ольхоне, за которой наблюдаю с 1981 года. Скоро по острову и асфальтовую дорогу проложат…
Рябцев В.В. Могильник (Aquila heliaca) и культ орла на Байкале // Орнитологические исследования в России. — Улан-Удэ, 2000. — Вып. 2, — С. 160-165.
Рябцев В.В. Орел-могильник в Сибири // Королевский орел: Распространение, состояние популяций и перспективы охраны орла-могильника (Aquila heliaca) в России: Сборн. науч. трудов. Серия: Редкие виды птиц. – М: Союз охраны птиц России, 1999а. -, Вып. 1. — С. 54-61
Рябцев В.В. Орел-могильник на Байкале //Охота и охотничье хозяйство. — 1997. — №7. — С. 12-14.
Рябцев В.В. Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla в Прибайкалье // Рус. орнитол. журн. Экспресс-выпуск. — 1997а. — №20. — С. 3-12.
Рябцев В.В. Орлы Байкала. – Иркутск: АЭМ «Тальцы», 2000а. — 128 с.
Рябцев В.В. Остров Ольхон как пример разрушающего природу туризма // Охота и охотничье хозяйство. – 2018. – № 5. –С. 14–16.
Рябцев В.В. Хищные птицы Ольхона // Охота и охотничье хозяйство. – 1985. — № 2. — С.16-17.
Рябцев В.В. Экология и охрана орла-могильника (Aquila heliaca) в Предбайкалье // Вестник ЛГУ. – 1984. — №9, Вып.2. — С. 20-27.
Рябцев В.В. Экология орла-могильника в Прибайкалье // Королевский орел: Распространение, состояние популяций и перспективы охраны орла-могильника (Aquila heliaca) в России: Сборн. науч. трудов. Серия: Редкие виды птиц. Вып. 1. – М: Союз охраны птиц России. 1999б, с. 122-128.
Степаненко В.Н. Орлы острова Ольхон // Современные проблемы орнитологии Сибири и Центральной Азии: Материалы VI Международной орнитологической конференции. Иркутск, 2018. — С. 226-229.
Третьяков А.В. К орнитофауне острова Ольхон по наблюдениям экспедиции 1933 года // Тр. Вост.-Сиб. гос. ун-та. — 1934, №2. — С. 118-133.
Ryabtsev Vitaliy V. Easternmost Eastern Imperial Eagle Population in Crisis // Acta Zoolologica Bulgarica. — 2011. — Suppl. 3/ — P. 29-36.
Ryabtsev Vitaliy V., Katzner Todd E. Severe declines of Eastern Imperial Eagle Aquila heliaca populations in the Baikal region, Russia: a modern and historical perspective // Bird Conservation International. — 2007- #17 — P. 197–209