Резюме. Рассказывается, как глобальное потепление вызвало гибель миллионов кайр (основной вид птичьих базаров в Арктике, ключевое звено пищевой цепи в океане). Основных угроз три: 1) глобальное потепление — учащающиеся «волны тепла» сокращают обилие мелкой рыбы, которой они кормятся, замещают лучшие виды корма более мелкими и менее ценными, отчего птицы расходуют больше энергии на отлов, питание делается неэффективным. И в целом более тёплое море менее продуктивно, там меньше планктона, нет планктона — нет рыбы и пр. Губят птиц и 2) токсины одноклеточных водорослей, образующиеся при «цветении» воды — а оно вследствие потепления, сопряжённого с загрязнением Океана биогенами, происходит всё чаще; 3) дрифтерный промысел — множество морских птиц гибнет в сетях в качестве т.н. прилова, и это критично для существования популяций даже самых многочисленных видов.
***
Тонкоклювая кайра — одна из самых распространенных морских птиц в северном полушарии. Эти птицы гнездятся большими колониями и в Тихом океане, и в Атлантике. Но, как и у многих других морских птиц, их численность сократилась за последние несколько десятилетий. Частично это снижение обусловлено тем, что морская среда, которая служит для морских птиц и домом, и столовой, становится все более непредсказуемой, и в ней все труднее выживать.
Один из аспектов нестабильности – потепление климата. В 2015-2016 годах по северной части Тихого океана прокатилась волна тепла: температура воды у побережья Северной Америки поднялась на 1-2 градуса. Это очень много, с учетом того, какой огромный объем воды смог нагреться. Аномалия была затяжной – с лета 2015 до весны 2016 года. И привела к серьезным последствиям для морских экосистем.
Кайры питаются рыбой, в том числе сельдью, сардинами и анчоусами. Температура оказалась слишком высокой для этих рыб, они — то ли погибали, то ли переместились в другие, более прохладные места – в любом случае кайрам стало нечего есть. Результат – массовая гибель птиц. Этот случай расследовали ученые из США: по их оценкам тепловая волна унесла жизни миллиона кайр, из которых две трети – взрослые размножающиеся птицы. А это значит, что популяция лишилась огромной части производителей, и ущерб от этого удастся восполнить очень нескоро.
Чтобы популяция была благополучной, каждый год должно выживать около 95% гнездящихся птиц. Кайры – долгоживущие птицы, продолжительность их жизни – до 40 лет. Они медленно взрослеют — самки тонкоклювых кайр приступают к размножению только на восьмом году жизни и в год откладывают всего одно яйцо. Среди морских птиц такое встречается часто, поскольку пищу, которой они выкармливают птенцов, зачастую находится далеко от гнездовой колонии. Но, ведь, ее еще нужно найти, добыть, а потом пронести многие километры, на что сам родитель тратит немало энергии. При таких обстоятельствах обеспечить пищей больше, чем одного птенца – практически невозможно. Если погибает большое число птиц репродуктивного возраста, новые птенцы, которые смогли бы их заменить, появятся ой как нескоро.
Как ученые получили такую большую величину потерь? Собственно трупов насчитали 62 тысячи на 6000 км береговой линии. Но, ведь, не все погибшие птицы были выброшены морем на прибрежные пляжи. Предыдущие исследования показали, что количество фактически обнаруженных мертвых птиц необходимо умножить как минимум на семь, а в некоторых случаях — и на несколько сотен. Это означает, что «миллион мертвых морских птиц» может оказаться еще и оптимистической оценкой.
Что такое миллион тонкоклювых кайр? Аляска потеряла 10-20% общего поголовья птиц этого вида. На 22 участках, где проводятся регулярные наблюдения за птицами, в гнездовые сезоны 2015, 2016 и 2017 годов тонкоклювые кайры вообще не размножались: они либо не смогли отложить яйца, либо не сумели вырастить птенцов – им явно не хватало питания.
Это не первый случай массовой гибели морских птиц, раньше уже наблюдали что-то похожее и у кайр, и у тупиков [и топорков]. В 2014 году падеж кайр и тупиков произошел в Великобритании и Западной Европе, когда погибло не менее 50 000 птиц. Но такой масштабной катастрофы – как по количеству погибших птиц, так и по географическому размаху — еще не случалось.
Морским птицам живется непросто, поэтому они особенно чувствительны к погодным передрягам. Шторма, непогода отгоняют рыбу вдаль от берегов, и птицам приходится тратить непомерно много энергии на добычу пищи. Для поддержания собственной жизни им нужно больше еды, а рыба в теплых условиях становится хуже: в ней меньше жира, она не такая питательная. Поэтому рыбы приходится ловить больше, что может подорвать ее запас, а тогда станет еще хуже. На смену придут другие, менее ценные виды рыб, обычно — мелкие. Их нужно еще больше, и каскадный эффект покатится дальше, без остановки.
Наверное, со временем, кайры смогут восстановить свою численность, хотя в этом нет полной уверенности. Можем ли мы им чем-то помочь? Вряд ли. Разве что наблюдать за происходящим. Хотя мониторинг – не самая популярная отрасль науки, она становится жизненно важной.
Оригинал в Plos One
Источник birdsrussia
Новая угроза птицам при глобальном потеплении — токсины одноклеточных водорослей
Несомненный факт, что температура воздуха и воды растет, и в северных районах это приводит к нежелательным экологическим последствиям. С середины 2010-х годов то в одном месте, то в другом, вдали от промышленных центров и других источников прямого человеческого влияния, вдруг случается массовая гибель морских птиц.
Например, на Аляске. Один такой случай произошел в конце 2015 — начале 2016 года: в заливе Аляска погибло огромное количество тонкоклювых кайр, которые в гнездовое время образуют огромные птичьи базары. Мор кайр совпал с небывалой жарой, а другие исследователи отмечали, что повышение температуры благодатно сказывается на развитии вредоносных одноклеточных водорослей, которые выделяют в воду токсины. И тепловая «благодать» оборачивается бедой для всех, кто питается водорослями, зоопланктоном (который питается водорослями), рыбой (которая питается зоопланктоном, который ест водоросли)…
Отравленной оказывается вся пищевая цепь. Причем, на дальнем конце этой цепи яд концентрируется и самое сильное воздействие оказывает на птиц и морских млекопитающих. Яды, выделяемые морскими водорослями стали причиной массового самоубийства калифорнийских морских львов в 1998 году – это был первый задокументированный случай, и с тех пор это происходит на побережье Северной Америки ежегодно. Массовая гибель по вине ядовитых водорослей бывала у многих видов птиц, чья жизнь связана с морем — бакланов, крачек, тупиков, пеликанов, уток, все они добывают корм по-разному, живут в разных географических районах, общее у них одно – источник пищи находится в море.
Похоже, в морской среде появилась новая большая проблема, и степень ее опасности ученым еще не понятна. Гибель кайр в заливе Аляска укладывается в эту тенденцию, но вину водорослей и их ядов еще нужно доказать. Это стало предметом исследования коллектива ученых из Научного центра Аляски в Анкоридже и из Национального научного центра океанического побережья в Северной Каролине, США. Они заинтересовались двумя самыми опасными токсинами — сакситоксином и домоевой кислотой.
Сакситоксин — нейротоксин, который выделяют некоторые виды динофлагеллят и сине-зеленых водорослей. В периоды их бурного размножения происходят «красные приливы» — водорослей так много, что они окрашивают воду в красноватый цвет. Моллюски-фильтраторы в это время становятся ядовитыми, употребление их в пищу приводит блокаде нервных волокон и параличу мышц. Сакситоксин настолько ядовит, что рассматривался как вариант химического оружия. Представляете, насколько опасно это вещество?! Другой токсин — домоевая кислота, ничуть не лучше. Она тоже действует на нервную систему: при отравлении моллюсками можно потерять память, за что ее называют «кислотой зомби».
Эти два токсина ранее уже находили в прибрежных водах Аляски, поэтому именно их сочли факторами, вызывающими беспокойство. На содержание этих токсинов проверили разные ткани из трупов погибших и здоровых кайр и из здоровых чаек-моевок, которые живут на птичьих базарах вместе с кайрами. Кроме того, ученые проанализировали рыб и беспозвоночных, которыми питаются птицы.
Сакситоксин нашли в разных тканях у мертвых (36,4%) и у здоровых (41,7%) кайр, и у здоровых моевок (54,2%). Самые высокие концентрации его обнаружены в печени погибших птиц (1,4–10,8 мкг на 100 г). Часто встречался он и в кормовых объектах: у 20,3% рыб и у 53,8% беспозвоночных. Летальная доза этого яда для птиц еще не известна, но все зарегистрированные в этом исследовании концентрации сакситоксина были ниже, чем те, о которых сообщали при других случаях массовой гибели птиц. Так что в данном случае вряд ли токсин был главной причиной мора. Домоевой кислоты было и того меньше, и встречалась она реже: у птиц ее нашли только в одном образце, у беспозвоночных — в 33,3% и в 4,0% проб из рыб.
Так что эти два яда не оказались главной причиной птичьей смертности. Тем не менее, широкое распространение сакситоксина у морских птиц, рыб и беспозвоночных в заливе Аляска указывает на то, что токсины водорослей нужно учитывать как один из факторов, влияющих на здоровье морских птиц. Особенно с учетом вероятности более частого появления вредоносных водорослей в условиях роста температуры океана.
Оригинал в Harmful Algae
Источник birdsrussia
Морские птицы охлаждают планету
Чтобы прогнозировать климат, нужна хорошая модель происходящих в ним изменений, а чтобы модель была хорошей, в ней должны быть учтены все важные факторы. В современных компьютерных моделях учитывают множество переменных: давление воздуха, температуру, влажность, облачный покров и площадь поверхности суши , и даже уровень загрязнения. Чего в них нет, так это влияния морских птиц на климат. А зря.