Martin Flade, Johannes Schwarz, Sven Trautmann
Динамика популяций перелётных птиц Германии
Содержание
Начиная самое позднее с 1991 г., программы мониторинга, проводимые зонтичной ассоциацией немецких авифаунистов (DDA), дают информацию о динамике популяций обычных и многих редких видов птиц ФРГ. На сегодня завершён анализ изменений в период до 2010 г. Увы, общий баланс этих тенденций отрицательный; его ближайшее рассмотрение вскрыло интересную связь между стратегиями кормления и миграции разных видов перелётных птиц, и их сокращением в этот период.
В период до середины 2000-х гг. сокращалась численность преимущественно
У дальних мигрантов проблемы
Рис.2 показывает, что баланс сокративших /
Однако сильней всего пострадали дальние мигранты, зимующие в Африке южнее Сахары или в ю-з.Азии. Явно сокращающихся видов 17, только 4 увеличивают численность (т. е. соотношение 4:1), ~40% её не меняли. Это ещё одна иллюстрация давно известного — дальние мигранты значительно более уязвимы и сильней страдают от антропогенных изменений чем прочая авифауна. Причины этого различны, а их негативный эффект часто взаимно усиливается.
Свою роль здесь играют опасности на пролётных путях. С одной стороны, это массовый отлов птиц паутинными сетями в странах Средиземноморья [как в южной Европе, так и в Магрибе (приятное исключение — Израиль)]. С другой, разрушение зимовочных местообитаний вследствие интенсификации сельского хозяйства (в т.ч. с более широким использованием пестицидов, в т.ч. давно запрещённых в Европе, особенно ДДТ), и их прямое уничтожение вследствие перевыпаса, уничтожения тропических лесов, засух и опустынивания, следующих из изменения климата. [Авторы забыли такой важный фактор, как расползание городов, не менее гибельное для зимовочных биотопов — постоянные засухи толкают крестьян скапливаться в городах, интенсифицируя их рост пропорционально
Однако есть признаки, что дальние мигранты подвержены большему риску и в местах гнездования, сравнительно с оседлыми видами. Миграционная стратегия связана со способом кормодобывания,
Очевидно, что дальние мигранты [из-за более короткого пребывания и большей напряжённости сжатой во времени репродукции] в районах размножения сильнее страдают от сокращения массовых видов насекомых вследствие использования инсектицидов и интенсификации сельского хозяйства, чем те лесные виды, которые разнообразят рацион семенами или, скажем, обитателями древесины (дятлы, поползни, пищухи, синицы).
С 1991 г. выросла численность лишь 4-х дальних мигрантов: перепела, камышевок -барсу
Эти примеры показывают, что условия пролёта и зимовки в разных частях Африки могут существенно отличаться. Рис.5 показывает отчётливо, что виды, мигрирующие преимущественно
Однако среди видов, мигрирующих преимущественно
В противоположнос
Причины столь негативной динамики связаны с тем, что к давно известным факторам риска (особенно на средиземноморск
Об авторах:
Д.-р Мартин Фладе — известный орнитолог и прирооохранник ГДР, был координатором этой мониторинговой программы, с 2013 г. возглавил биосферный резерват Schorfheide-Cho
Йоханнес Шварц вместе с ним управлял мониторинговой программой, был ответственен за оценку данных и их ввод. Свет Траутман — сотрудник DDA, с 2005 ответственный за новое направление мониторинга — картирование на трансектах.
Оригинал в der Falke 2013. V.60. Sonderheft
Основные угрозы птицам, летящим в Африку
Опасности, подстерегающие дальних мигрантов на пролётном пути и местах зимовок, анализируются в переведённом обзоре Franz Bairlein (2016) «Мигрирующие птицы под ударом».
«Популяции перелетных видов птиц, которые размножаются в Европе и зимуют в Африке к югу от Сахары, сокращаются много быстрее, чем немигрирующих видов или мигрантов, зимующих в Европе (1). Вероятные причины этих различий — негативные изменения местообитаний на зимовках и местах остановок вследствие изменений в землепользовании, нелегальная массовая добыча и отлов птиц в Южной Европе и Магрибе, а также вызванные изменением климата сдвиги «расписания» дат миграции и размножения. Быстрое сокращение отмечено не только у европейских транссахарских мигрантов, но и у дальних мигрантов из Северной Америки (зимующих в Центральной и Южной Америке). Чтобы остановить это сокращение, необходимо спасти оставшиеся местообитания и восстановить прежде бывшие по всему пролётному пути, от мест размножения, до остановок на пролёте и мест зимовки, прекратить нелегальную добычу и отлов птиц на маршрутах миграции.
Нелегальные добыча и отлов
Каждый год в Средиземноморье от 11 миллионов до 36 миллионов птиц убивают или незаконно вылавливают (2). Тревожней всего ситуация [с этим] на востоке и в центре Средиземноморья, где отлавливают > 5 миллионов птиц, как в Египте и в Италии, или по миллиону (на Кипре и в Ливане). Чаще всего попадаются наиболее многочисленные мигранты (зяблик, славка-черноголовка и певчий дрозд), однако значительна доля малочисленных и редких видов, включая глобально угрожаемых (как красный коршун и большой кроншнеп). Для угрожаемых (или приближающихся к этому статусу) видов данное нелегальное изъятие в среднем составляет от 1,0 до 3,5% их популяций каждый год (2) — процент значительный и влияющий на судьбу данных видов видов. Незаконный отлов за очень короткий период времени может вызвать резкое сокращение численности населения. Например, овсянка-дубровник была массовым видом на всём протяжении трансевразийского ареала, пока незаконный вылов в Китае не привел к сокращению популяции на 84% в период с 1980 по 2013 год (3). [В тот же период из-за массового отлова на юго- и восточноазиатских зимовках резко снизилась численность многих видов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Прим.публикатора] Точно так же странствующий голубь когда-то был самой многочисленной перелетной птицей Северной Америке, где в начале 19 века обитало от 3 до 5 миллиардов птиц. Массовая и повсеместная охота на него как источник дешевого мяса привела вид к исчезновению уже в 1880-е гг. (4).
Потеря и деградация местообитаний
Многие европейские перелетные птицы, зимующие в Африке южнее Сахары, не пересекают места восточного Средиземноморья, где максимально изъятие незаконной добычей. Они летят преимущественно западным пролетным путём, где данный промысел развит много слабее (рис.0). У данных видов упадок должен вызываться другими причинами. Многие из европейских дальних мигрантов зимуют в сухих саваннах Африки к югу от Сахары. Их ежегодная выживаемость коррелирована с выпадением осадков в зоне Сахеля (1). В последние десятилетия их в среднем стало выпадать больше [правда и засухи стали приходить чаще, т.е. вследствие глобального потепления межгодовые колебания стали контрастней, ливни сменяются противоположным экстремумом — засухой, вместо медленных сдвигов среднего уровня. Прим.публикатора], что не повлияло на продолжающееся сокращение популяций данных видов. Следовательно, оно вызвано другими причинами, кроме дождей.
Важнее всего здесь смена форм землепользования и типа растительности (5): экспансия посевов с/х культур, других видов с/хугодий за счёт естественной растительности. С 1975 по 2000 год южнее Сахары первые увеличились за счёт второй на 57%, при этом ежегодно терялось почти 5 миллионов гектаров лесных и нелесных (открытых травянистых, кустарниковых и пр.) ландшафтов (6). Эти процессы сильнее всего затронули зону Сахеля и Гвинейской лесосаванны, где зимует большинство мигрирующих видов из Евразии. Анализ долговременных трендов популяционной динамики у 26 дальних мигрантов из авифауны Соединенного Королевства показал, что [состояние] зимовочных биотопов [и его изменения] — важнейший из детерминант знака и скорости изменений у данных видов. У видов-специалистов, зимующих в открытых или лесных местообитаниях в Африке, данные изменения негативны (7).
Изменения климата
Изменения климата — другой важный драйвер изменений биоразнообразия, включая происходящее в популяциях птиц (8). Многие мигранты, включая зимующих в Африке южнее Сахары, теперь раньше прибывают в места своего весеннего размножения (9). Связанный с потеплением сдвиг весенних фенодат на более ранние сроки отмечен практически у всех групп биоты, но происходит он с разной скоростью, что создаёт расхождение во времени между массовым появлением птиц и добычи для них и птенцов (10) [раньше то и другое было «плотно подогнано» друг к другу эволюцией]. Голландские мухоловки-пеструшки, зимующие в Африке южнее Сахары, сегодня не прилетают раньше, но из-за более высоких весенних температур раньше случается пик численности их жертв. Эти невязки на 90% уменьшили численность населения вида в стране (11). Аналогичным образом, анализ 242 временных рядов популяционной динамики у 117 европейских видов перелетных птиц показал большее сокращение численности в последние 50 лет у видов с большим временным расхождением между доступностью корма и прибытием/размножением потребителей (12). Изменения, созданные воздействием глобального потепления, очевидны, но их относительный вклад в рост уязвимости дальних мигрантов и ситуацию на зимовках, требует уточнения [скажем, идущее в последние годы сокращение осадков в Африке именно в период, когда там зимуют европейские дальние мигранты, кроме ухудшения их кормовой базы, толкает восточных соловьёв и другие виды раньше начать движение к местам гнездования, что увеличивает уязвимость, задерживает прибытие и в конечном счёт сокращает воспроизводство в этот год. Прим.публикатора].
Перспективы
Любая попытка понять [причины] потерь мигрирующих птиц и уменьшить их должна учитывать факторы риска, действующие вдали от мест их размножения. Они включают массовый нелегальный отлов, антропогенные нарушения на местах остановок, воздействие пестицидов или столкновения с человеческой техникой, вроде ветряных турбин или движения транспорта. Важнейшие движители сокращения популяций дальних мигрантов, по-видимому, изменения в землепользовании и вызванная ими деградация/утрата местообитаний. Однако лишь в немногих исследованиях изучали конкретные воздействия изменений в землепользовании и [связанных с ними] сдвигов типов растительности на популяции мигрирующих птиц (7). Такие исследования срочно необходимы, чтобы распутать сеть взаимодействий различных факторов, определяющих динамику популяций дальних мигрантов [раньше, чем они совсем сократятся].
Эти исследования должны включать эффекты переноса, поскольку условия на территориях, где птицы находятся вне сезона размножения, могут влиять на воспроизводство популяции в этот последний (15). И наоборот, условия среды там, где прошло размножение, влияет на приспособленность в нерепродуктивный период. У исландских песочников недоедание на местах размножения в Арктике, вызванное глобальным потеплением, привело к уменьшению клюва и снижению выживаемости на их африканских зимовках (16). В будущих исследованиях также требуется учитывать роль остановок [и откорма] на пролётных путях. Большинство дальних мигрантов «рассчитывают» там как следует откормиться [и ожиреть] перед следующим миграционным броском, особенно если они дальше должны пересечь океаны или пустыни без возможности подкормиться (или с ограниченными возможностями). Основное «топливо» для дальнего перелета — жир. Поэтому на остановках мигранты должны накопить огромное количество жира перед бросками (некоторые удваивают массу тела всего за несколько недель). Чтобы обеспечить такую своевременную заправку топливом, на остановках должны быть подходящие виду местообитания, а в них доступные корма.
Остается неизученным влияние утраты и деградации местообитаний мест остановок на динамику популяций транссахарских мигрантов. Поэтому будущие исследования должны уточнить, где угрожаемые виды, требующие охраны останавливаются и зимуют, какими миграционными путями они следуют. Например, британские обыкновенные кукушки следуют двумя разными маршрутами к одному и тому же месту зимовки в Африке к югу от Сахары. И смертность в период миграции на западном маршруте много выше, чем на восточном (17). Новые технологии отслеживания отдельных особей на всём протяжении годового цикла (18), в т.ч. при перелётах, подробней расшифруют пути миграций и места зимовок, чем ранее использовавшееся мечение кольцевание, что даст более подробную оценку факторов сокращения популяций дальних мигрантов, покажет их действие в режиме реального времени.
Однако уже имеющиеся данные прямо сейчас можно воплотить в немедленных мерах охраны дальних мигрантов, чтобы остановить падение их численности. Водно-болотные местообитания можно защитить от осушения; древесную растительность защитить от выпаса скота или даже восстановить заново. Эти усилия полезны не только перелетным птицам, но и местным видам; они же [в долговременном плане] дают средства к существованию местным фермерам и скотоводам [сохраняя их пашни и пастбища от эрозии, опустынивания и других следствий деградации природных ландшафтов]. Незаконный отлов можно остановить. Необходимые политические инструменты, такие как Соглашение по афро-евразийским околоводным птицам и План действий по афро-евразийским мигрирующим наземным птицам, уже действуют [я бы выразился осторожней — «подписаны»]. Нам просто нужно действовать, и мы можем, если захотим [Желание автора и других людей доброй воли, однако, должно одолеть сопротивление, связанное с политическими причинам и, шире, нынешним глобальным капитализмом, см. PS. Получится или нет раньше коллапса популяций дальних мигрантов — время покажет. Прим.публикатора].
Глобальная проблема
Хотя я сконцентрировался на пролётных путях из Европы в Африку, многие виды перелетных птиц сокращаются по всему миру. В Северной Америке с 1966 г. ведут Breeding Bird Survey — «придорожные» учёты гнездящихся птиц в Соединенных Штатах и некоторых частях Канады. Он показал падение численности половины видов перелетных птиц (13), причём более выраженное у дальних неотропических мигрантов, чем у зимующих близ мест гнездования. На евроафриканских мигрантов действуют невязки во времени, созданные изменением климата, также дальние мигранты особо чувствительны к трансформациям среды обитания (14). Такой же паттерн изменений вполне ожидаем у дальних мигрантов в Восточной Азии [и был показан цитированной выше работой В.В.Рябцева, оставшейся неизвестной Барлейну], но там ещё нужно провести крупномасштабные и долговременные исследования динамики популяций гнездящихся птиц популяция, чтобы понять детали воздействия изменений в землепользовании и растительности на мигрирующих птиц (7).
Источник Science, 4 November 2016, V.354. №6312.
P.S. публикатора
Кроме понятного практического вывода — что птиц и другие мигрирующие виды, от бабочек-монархов до китообразных — требуется охранять на всём протяжении пролётного пути, на зимовках, в местах остановок, не только на гнездовании, стоит задуматься над общей причиной данной тенденции. Она не биологическая, а социально-политическая. Больший риск популяциям видов-дальних мигрантов частное проявление главного противоречия современного экологического кризиса: глобальность действия факторов, несущих угрозу видам и важным для них сообществам, локальность возможностей их восстановления, которые есть у природы и которые предпринимают люди сейчас.
Сохранение данной диспропорции ещё на столетие делает дело охраны природы заранее проигрышным. Она возникает вследствие нынешней ситуации глобального капитализма, когда вообще присущие ему факторы кризисного развития — экономия на регенерационных затратах, их перекладывание на следующие поколения по всем видам используемых ресурсов, производимых товаров, эксплуатируемых экосистем и развивающихся территорий — распространяются повсеместно, и правила подобного поведения проникли во все уголки планеты. Выход из кризиса и переход к экологически устойчивому развитию требует социализма: строя, при котором затраты на регенерацию ресурсов и восстановление эксплуатируемых природных сообществ осуществляются без запаздывания, одновременно с добычей первых и эксплуатацией вторых. Это происходит благодаря плановому развитию, общественным инвестициям, ориентированным на устойчивость использования (ресурсов и рабсилы), и осуществляемым на основе научных рекомендаций (относительно форм использования и пределов устойчивости) — в противоположность частным инвестициям, регулируемым рынком и биржей (т.е. производимых в бизнесы, наиболее прибыльные здесь и сейчас, ради максимизации прибыли также и потом) при капитализме.