Военный переворот в Таиланде

Долгое противостояние между экс-нынешним правительством Чинават, поддерживаемой радикально настроенными, и демократически и националистически, мелкобуржуазными слоями и рабочими тайского...

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

Таиланд1

 

Долгое противостояние между экс-нынешним правительством Чинават, поддерживаемой радикально настроенными, и демократически и националистически, мелкобуржуазными слоями и рабочими тайского общества, и оппозиционной либерально-монархической буржуазией подошел к концу. Выборный март выдался жарким, и, хотя, роялистская оппозиция пыталась выборы сорвать — их всё-таки провели.

Но как это часто и бывает — когда встречаются «два равных права» в конечном счете решает сила. Поначалу ничто не предвещало прямого вмешательства военных в общественное противостояние в Таиланде — роялисты бузили, а ОФД (UDD — Объединенный Фронт за Демократию против Диктатуры) контр-демострировал, роялисты бросались на полицию, «краснорубашечники» — бросали бомбы в роялистов.

Ситуация постепенно накалялась и, наконец, Верховный Суд страны большинством голосов просто лишил премьер-министра кресла. Проблемы это, тем не менее, не решило — вместо одного премьера из партии поддерживаемой ОФД, был назначен другой и были назначены новые выборы.

Наконец, пока ситуация в стране не стала окончательно угрожать своеобразному, военно-буржуазному режиму, по которому предыдущим правительством был нанесен пусть и не существенный, но удар — гражданский премьер покусилась на «святое»: в едином треугольнике, после сиамской революции управляющем страной, а именно монархией, полицией и военными, была выдернута одна «скрепа». Ими стали военные, которые были переподчинены премьер-министру, которая таким образом стала ещё и министром обороны. Армия, как гарант развития страны в нужное русло, оказалась сама на гарантии у выборного правительства, за которым стояли общественные силы, которых она, в предыдущие перевороты поддерживающая и поддерживаемая либерально-монархической буржуазией, неустанно давила.

Как это было и прежде, армия совершила военный переворот, чтобы с одной стороны сохранить политический «статус кво» в стране, а с другой стороны, де-факто, совершила его в пользу противников премьера. Т.е., оказалась на стороне реакционеров и обскурантов. Поддержка со стороны и монарха, который, уже в какой раз, выступил на стороне армии, а также бурные торжества и совершенно искренняя радость со стороны либерально-монархических кругов тайского общества полностью указали на социально-классовую составляющую переворота.

Оппозиция радуется совершенному перевороту

Оппозиция радуется совершенному перевороту

Для того, чтобы предотвратить возможные выступления сторонников свергнутого правительства, которые уже не раз доказывали своё непримиримое отношение к оппозиции, тайская хунта ввела войска в столицу. Более 5 тыс. военных было размещено в Бангкоке. К действиям по силовому сдерживанию протестов присовокупились и полицейские, и информационные акции: была введена цензура в СМИ, а тех кто протестует против хунты — массово арестовывают, включая и бывшего министра образования, похищенного прямо во время интервью, в котором он призывал не признавать переворот, и вплоть до деятелей культуры.

Буквально за две недели, после своего пришествия к власти, хунта успела арестовать более 300-т человек, включая и тех, кто отличился особо дерзким поведением и организовывал акции протеста против переворота. Кроме того было закрыто: 112 «неприемлимых вебсайта», 250 радиостанций и 20 телеканалов. Наибольший удар пришелся именно на ОФД. Фактически движение оказалось обезглавленным, а его лидеры были помещены в тюрьмы и приговорены к серьёзным срокам, либо над ними идут процессы. Последнее говорит о том, что движение было просто не готово к необходимости уходить в подполье и вести борьбу оттуда, а также переходить к военным методам борьбы (а не периодическим террор-налётам).

На этом хунта не угомонилась: преследования, через дипломатические представительства распространились на тайских студентов, учащихся зарубежом. Так в Лондоне со стороны тайского посольства была попытка сорвать мероприятие, которое могло отразить хунту и совершенный ею переворот в «неприемлемом свете». Для этого тайские студенты, могущие участвовать в мероприятии, были со стороны посольства обзвонены и проинформированы по электронной почте о необходимости «отменить мероприятие», а само посольство потребовало в ультимативной форме от институтского «Тайского общества» «прикрыть лавочку».

В самой стране, пока что, хунта призывает граждан к спокойствию (куда уж дальше, когда «кого надо» засадили, а «кому надо» прикрыли рот?) и обещает «принести счастье людям«, видимо, пытаясь примирить расколотое классовой борьбой общество, что уже заставляет говорить о риторике хунта, как о бонапартистской. Что касается тайского общества, то оно пока не смирилось со своими «успокоителями» и пытается сопротивляться, в то же время хунта, стремится себя узаконить, если не в глазах традиционных западных союзников, то хотя бы соседей — Китая и Вьетнама.

И напоследок интересно отметить, насколько иногда честно и последовательно проявляются интересы одной из сторон классовой борьбы, когда она оценивает чужой классовый конфликт, в котором действующие лица обозначены четко и резко. В деле классового противостояния в Таиланде, «майданные активисты» заняли последовательно антиправительственную сторону и сочувствовали либерально-монархической оппозиции. Тем более что на той стороне же были классово близкие:

В них участвует вся тайская элита, студенты и бизнесмены. Но демонстрации сейчас мирные, атмосфера доброжелательная, продают сувениры, атрибуты в цветах национального флага. Кто-то приносит и раздает еду, напитки, все улыбаются… На бизнес никак не влияет. Смотрим телеканалы о том, что происходит в Киеве, переживаем и очень надеемся, что будут перемены в лучшую сторону (ссылка)

Они своего добились — на Украине был совершен руками фашистов переворот, по результатам которого к власти пришли национал-либералы, укрупнявшие своё присутствие во власти откровенными фашистами, и закрутилась смертельная пружина гражданской войны; а в Таиланде был совершен либерально-монархический военный переворот и репрессиям подверглись левые социалисты и мелкобуржуазные демократы и националисты. Но борьба продолжается и честь и слава тем, кто не сломался, не струсил и продолжает бороться за лучшее будущее.

Об авторе Kaliban