Банк международных расчетов (БМР), о недавнем годовом отчёте которого я уже рассказывал недели две назад, снова выступил с предупреждением — ультра-либеральный курс крупнейших центральных банков, вызвавший раздувание пузырей на фондовых биржах, угрожает немалыми опасностями мировой финансовой системе. В интервью лондонскому правоцентристскому изданию «The Telegraph», появившемся 13 июля 2014, глава БМР Каруана отметил, что финансовая система, возможно, ещё более хрупка и уязвима к кризису, чем это было в 2007. В частности, долги «развитых стран выросли на 20%», а «растущие экономические державы в Азии» более «не в состоянии обеспечить буфер, каковым они стали в 2008, потому что сами, возможно, стали источником риска». Долги Бразилии, Китая, Турции и других «развивающихся рынков» также выросли на 20%, это триллионы долларов.
Каруана заявил, что инвесторы в своей ненасытной жажде прибылей «не обращают внимания на риски ужесточившейся денежно-кредитной политики». «Рынки, похоже, рассматривают лишь очень узкий спектр потенциальных последствий», — подчеркнул он. В годовом отчёте БМР звучали предупреждения консорциуму ведущих центральных банков о том, что политика «количественного смягчения», осуществляющаяся в различных формах Федеральной резервной системой (ФРС) США, Банком Англии, Банком Японии и, в некоторой степени, Европейским центральным банком (ЕЦБ), привела к ложной «эйфории» на фондовых рынках. На фоне прямой рецессии в заметной части Европы БМР указал на «загадочный разрыв» между «плавучестью рынков и основным экономическим развитием в мире».
Но предупреждение это было отвергнуто и руководителями центральных банков, и рядом влиятельных медиа-гуру. К примеру, колумнист «The New York Times», лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман объявил, что отчёту БМР «не хватает метода» и вообще, тот-де «написан в поисках самооправдания». Глава ФРС США Йеллен, заочно отвечая на доклад БМР, дала понять, что политика её учреждения не изменится, «ибо учитывает любые риски в системе». Позицию Йеллен поддержали высшие фигуры из Банка Англии и председатель ЕЦБ Драги. Собственно, хотя Каруана не назвал персонально никого из них, очевидно, что его интервью 13 июля — продолжение начавшейся заочной полемики. Когда именно пузырь может лопнуть, Каруана прогнозов делать пока не стал, назвав рынки «остающимися иррациональными».
И иррациональность эта будет продолжена. 14 июля 2014 МВФ опубликовал свой очередной доклад по еврозоне, в котором признал наличие «глубоко укоренившихся проблем». В частности, Фонд отмечает крупное долговое бремя и что «объемы производства и инвестиций по-прежнему ниже докризисного уровня».
Хотя предупреждения БМР старательно отметаются, совсем недавно они получили подтверждения, когда объявлявшиеся «незначительными» проблемы частного португальского банка «Banco Espírito Santo» заставили серьезно дрожать европейский и мировой рынки. Каруана пренебрежительно оценил во всё том же интервью «The Telegraph» претензии ФРС США и Ко, будто те «учитывают любые риски в системе» и готовы «противостоять финансовой турбулентности». «То, что они могут ограничить финансовые дисбалансы, почти незаметно», — сказал он.
Любые самоуспокоительные фантазии обозревателей и квази-аналитиков СМИ, что, мол, «опираясь на опыт 2008, глобальные регуляторы держат нынче финансовую систему под контролем», опроверг генсек Международной организации комиссий по ценным бумагам, объединяющей национальные органы регулирования рынка ценных бумаг, Райт. В недавнем интервью лондонской правой «Financial Times» он признал: «Удивительно, что от начала финансового кризиса 2007 уже прошло столько лет, а у нас здесь все ещё наблюдается неадекватное понимание части ключевых аспектов финансовых рынков. Как эти рынки срастить друг с другом; каналы же заражения очень трудны для калибровки».
Источник Rikki-vojvoda