Слуховые галлюцинации, сопровождающие некоторые психические отклонения, существенно различаются в разных культурах, сообщается на портале Стэнфордского университета. Кроме того, в British Journal of Psychiatry на эту тему готовится к публикации исследование группы ученых из США, Индии и Ганы.
Природа голосов, которые слышат некоторые пациенты с шизофренией или аффективными расстройствами, пока детально не изучена. В одном из последних исследований американские ученые, например, увязывали слуховые галлюцинации с избытком дофамина и нарушением нейронных связей в таламусе.
Голоса в голове, почти без исключения, считаются симптомом психического отклонения, хотя в некоторых случаях неясно, какого именно. Отношение к ним соответствующее: медикаментозное лечение направлено на то, чтобы их заглушить; содержанию внутреннего диалога пациента особого внимания не уделяется. Авторы нынешнего исследования предлагают пересмотреть этот подход.
Антрополог из Стэнфордского университета Таня Лурманн и ее коллеги из психиатрических учреждений в Ченнаи (Индия) и Аккре (Гана) попытались разобраться во взаимосвязи этих голосов с общественной средой, в которой существуют их носители. Для этого они опросили 60 психиатрических пациентов, страдающих от слуховых галлюцинаций — по 20 в каждой стране. В выборку попали 31 женщина и 29 мужчин со средним возрастом 34 года.
Ученые спрашивали пациентов, знают ли они, кто с ними говорит, вступают ли они с голосами в диалог, о чем они говорят. Исследователей также интересовало, что людей больше всего беспокоит в голосах, были ли эти «контакты» положительными и говорят ли они о Боге или о сексе.
В общих чертах ответы пациентов по всему миру были схожими. Большинство упоминало и «добрые», и «злые» голоса, шепот и шипение из неизвестного источника. Но было и несколько существенных отличий.
Во-первых, африканские и индийские пациенты в основном говорили о положительном опыте слуховых галлюцинаций. Ни один американец своими голосами доволен не был — наоборот, как правило, они говорили, что их воображаемые собеседники их ненавидят, насильно вторгаются в их сознание и так далее.
Во-вторых, пациенты из Соединенных Штатов сами описывали то, что с ними происходит, как генетическое заболевание или травму. В Гане и Индии такое отношение к голосам было у немногих.
В-третьих, большинство участников исследования из Аккры и Ченнаи рассказали, что слышат голоса предков, которые дают им советы. Из 20 индийских граждан об этом говорили 11. Среди американцев — всего двое.
Пациенты из США, как правило, не знали, с кем говорят, не давали своим голосам имена и, по-видимому, имели с ними менее близкие отношения. Жители Индии часто отмечали, что внутренний диалог имеет игривый, сексуальный подтекст. 16 из 20 африканцев заявили, что слышали Бога.
По мнению антрополога Тани Лурманн, такой разброс ответов вызван различиями в культурной среде и социальных нормах. «Голоса предков» объясняются большей взаимозависимостью индивидов в обществах Ганы и Индии, а дистанция с вымышленным собеседником у американских пациентов отражает индивидуализм, характерный для западной культуры. В Европе и США шизофреник воспринимает слуховую галлюцинацию как вторжение в его внутренний мир; африканцы и индийцы к голосам относятся намного спокойнее.
Исследователи делают вывод, что грубые, жестокие, кричащие внутренние голоса, которые слышат западные пациенты — это не неизбежное следствие шизофрении. Поскольку они являются продуктом нездорового сознания, то и их тон вполне может формироваться под влиянием культурных и социальных установок пациента. Лурманн полагает, что эти выводы могут лечь в основу нового подхода к терапии. В качестве отправной точки она предлагает учить пациентов выстраивать отношения с голосами и давать им имена.
Подход Лурманн и коллег к слуховым галлюцинациям — далеко не самый радикальный. В 1987 году группа психиатров основала Международное движение слышащих голоса. Они утверждают, что слуховые галлюцинации сами по себе еще не являются признаком болезни, и часто обусловлены эмоциональной травмой. Голоса, по их мнению — не патология, а редкая вариация нормы, и, соответственно, слышащие их люди нуждаются в социальной поддержке и в объяснении причин своего состояния, а не в медикаментозном лечении.
Источник «Русская планета»
А вот как менялось содержание бреда шизофреников в России по наблюдениям из практики и записям врачей прошлого:
«18 век — черти, бесы вселяются, преследуют, вредят и т.д. конец 19 века — духи умерших аналогично.
начало 20-го века — вредят, преследуют, следят с помощью особых инструментов.
середина двадцатого века — вредят и т.д. с помощью приборов, электричества.
Чуть позже — с помощью излучения, полей.
вторая половина 20-го века — вредят спутники из космоса, вражеские шпионы и т.д.
конец СССР — инопланетяне, друзья и враги по разуму.
90-е годы 20-го века — черти и бесы».