Книга И.Д.Горшковой, И.И.Шурыгиной
В отношении женщин обычно действуют четыре основных вида супружеского насилия: физическое, сексуальное, экономическое и психологическое.
Физическое насилие включает в себя: угрозы применения физической силы (муж угрожал ударить, избить, убить); пугающие жесты (муж замахивался, пытался ударить); применение силы помимо нанесения ударов (тряс, толкал, удерживал силой, причинял сильную боль, например, выкручивал руки, угрожал оружием или предметом, которым можно убить человека); нанесение ударов и избиения.
Семьи, в которых муж никогда не только не применял к жене физическую силу, но и не угрожал ей этим, составляют меньше половины — 44%. В остальных 56% семей имели место либо угроза, либо реальное нападение, либо и то и другое. В половине всех семей были случаи физического воздействия любого рода; хотя бы однажды муж ударил 41% замужних женщин; 3% женщин подвергаются регулярным и частым побоям (раз в месяц и чаще). Женщин, которых муж ударил один раз, меньше, чем женщин, которых били неоднократно — мужчина, ударивший жену однажды, скорее всего рано или поздно снова прибегнет к такому способу решения семейных проблем
В большинстве случаев мужья-агрессоры не являются психопатами, способными на крайне жестокие действия. Как правило, физическое насилие не носит тяжелого характера, и женщины не получают значительных травм. Получали травмы, требующие медицинской помощи, 10% женщин — жертв физической агрессии (3% от всех опрошенных женщин).
Привычка бить жену трезвым или, наоборот, пьяным — устойчивая схема поведения, сохраняемая насильником в течение всей совместной жизни. Абсолютное большинство (67%) мужей, ударивших жену в первый/единственный раз, были пьяны. Соответственно, треть мужчин — агрессоров впервые напали на жену в трезвом виде. При последнем случае насилия (если оно было больше, чем 1 раз) соотношение трезвых и пьяных мужей-агрессоров остается практически таким же.
Если брать самый общий показатель физического насилия (женщины, которым угрожали или к которым применяли физическое воздействие), уровень насилия выше среднего наблюдается в Бурятии (59% семей) и Башкирии (56%); несколько ниже среднего уровня физическое насилие распространено в Карелии (46%), Москве (44%) и Московской области (41). Любопытно, что в Липецкой области, занимающей по масштабам насилия среднее место, женщины чаще, чем в других регионах подвергаются угрозе убийства (угрожал, что убьет — 15% против 10% в среднем и угрожал оружием или другим предметом, которым можно убить человека, — 8% при 4% в среднем по массиву).
Если говорить только об избиениях, то самыми «бьющими» регионами оказываются Бурятия, Омская область и Башкирия, а наименее «бьющими» — Москва и Московская область (табл. 1).
Риск стать жертвой физического насилия повышен у жительниц села; у женщин с низким уровнем образования; у женщин, имеющих образование выше, чем у мужа; у женщин с низким уровнем доходов. Этот риск увеличивается с возрастом.
Большинство женщин сталкиваются с экономическим насилием, которое проявляется в следующих практиках:
- около 40% мужчин считают, что муж, содержащий жену, получает определенную власть над ней (например, может запретить ей работать.
- жены вынуждены регулярно (часто или время от времени) просить деньги у мужа (30%), каждой десятой женщине приходится это делать постоянно;
- жены должны отчитываться пред мужем во всех или в большей части произведенных расходов (14%);
- в каждой пятой (21%) семье муж всегда имеет деньги, которые он может потратить на себя и так, как считает нужным, а жена таких денег или вообще не имеет, или имеет не всегда;
- каждая четвертая (26%) женщина сталкивалась в своей жизни хотя бы с одной из следующих форм экономического давления (угроз/запретов/оскорблений) со стороны мужа:
- говорил, что работа жены никому не нужна, от нее на работе никакого толка, она ходит на работу только пить чай и пр. — 14%;
- не давал денег или угрожал, что не даст из-за «плохого» поведения жены — 11%;
- запрещал жене учиться, работать, делать карьеру — 10%;
- выгонял жену из дома — 10%;
- угрожал, что выгонит из дома, оставит «без копейки», не будет платить алименты — 10%.
Страница 14
Масштабы распространения физического насилия в семьях фиксировались через несколько показателей:
- доля женщин, которым нынешний муж угрожал физической расправой или к которым применял силу (отмечено хотя бы одно), составляет 56%;
- половина (50%) женщин действительно подвергалась хотя бы однажды физическому насилию со стороны нынешнего мужа (ударил или толкал, тряс, не бил, но причинял сильную боль другими способами, например, выкручивал руки);
- хотя бы раз муж ударил 41% женщин, из них 26% подвергались избиению неоднократно, в том числе 3% женщин муж бьет раз в месяц и чаще.
Страница 16
В общей сложности 23% женщин стали жертвами хотя бы одного из видов сексуального давления или насилия со стороны мужа:
- мужья 7% женщин получают секс всегда, когда они этого хотят, абсолютно независимо от желаний и степени готовности к сексу жены;
- 14% женщин хотя бы раз пришлось заниматься с мужем сексом вопреки своему желанию, потому что иначе он мог устроить скандал, перестать разговаривать, не дать денег и т.д. (вынужденный секс);
- 6% женщин стали жертвами супружеского изнасилования (муж силой или угрозами заставлял жену заниматься с ним сексом, когда она не хотела и говорила ему об этом);
- около 6% всех женщин отметили, что были вынуждены заниматься с мужем сексом после нанесенных им побоев (это составляет 12% женщин, которых муж побил хотя бы однажды).
- Почти 16% женщин находятся в ситуации постоянного и интенсивного психологического насилия.
Страница 18
Уровень физического насилия в разных регионах | ||
Регион | Доля, которую составляют женщины из группы общего насилия в каждом регионе, % | |
1 | Бурятия | 59,1 |
2 | Башкирия | 56,1 |
3 | Омская область | 51,3 |
0 | В среднем по массиву | 50,1 |
4 | Ставропольский край | 51 |
5 | Липецкая область | 48 |
6 | Карелия | 45,7 |
7 | Москва | 43,8 |
8 | Московская область | 40,6 |
Исследование «Насилие над женами в современных российских семьях» проведено авторами в 2002 году при финансовой поддержке Фонда Форда, проект №1025-0448. В ходе исследования опрашивались городские и сельские жители в возрасте 18-65 лет, состоящие в браке (зарегистрированном или не зарегистрированном). Опрос проводился в 7 регионах России, всего опрошено более 2200 человек в более чем 50 населенных пунктах. Выборочная совокупность определялась согласно квотным параметрам, предоставленным Госкомстатом РФ отдельно по каждому региону, о состоящих в браке (супруги из полных семьей): место проживания, пол, возраст, образование, количество детей, уровень доходов. Дополнительно использовались общие данные Госкомстата по регионам о распределении среднегодовой численности занятых по отраслям экономики, численности и составу безработных, национальному составу и пр. Данные по Ставропольскому краю и Бурятии были предоставлены местными филиалами Госкомстата РФ. Доля гражданских браков определялась оценочными данными общероссийских (ВЦИОМ, ЦСИ МГУ) и социологических опросов региональных исследовательских центров. Опрос проводился методом раздаточного группового анкетирования. Все вопросы о насилии относились только к текущему браку, так как мы хотели узнать о том, что происходит в российских семьях «здесь и сейчас».
Книга содержит материалы отчета по исследованию, проведенному авторами в рамках проекта Совета женщин МГУ «Домашнее насилие» (председатель — профессор Г.А.Китайгородская) в 7 регионах России в 2002 году.
Основной целью исследования было определение уровня насилия над женами в современных российских семьях. В четырех частях отчета подробно описан уровень распространенности различных видов супружеского насилия: психологического, экономического, физического и сексуального, а также приведены некоторые их основные характеристики. В пятой части дается анализ связи между насилием и распространением властных полномочий в семье.
Полная электронная версия книги — http://www.owl.ru/rights/no_violence/index.htm.
Подробно о методологии выявления фактов супружеского насилия и проведении опроса см. [Горшкова И.Д., Шурыгина И.И Методология выявления масштабов супружеского насилия при проведении конкретного социологического исследования //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. (73) 2005. С.61-68].