Крымский референдум, (не слишком) краткая справка
Предназначена для тех, кто интересуется, насколько коньюнктурный характер имели заявления заклятых друзей и т.н. «правительства» домена .ua об отсутсвии у крымской администрации законных полномочий для проведения референдума.
С целью выяснения предыстории вопроса я скачал архивные статьи за период с 1990 по 2000 гг., в которых содержались упоминания об общекрымском референдуме, и просмотрел их по диагонали, оставив наиболее «занимательные». Получившийся набор из 55 статей см. в следующем документе. Там довольно много любопытного и помимо крымской проблематики: например, небезынтересно задним числом оценить и соотнести с реальностью те потоки лжи, которые генерировали перед распадом Союза «демократические» республиканские царьки, в итоге успешно представившие заранее подготовленный акт расчлененки в качестве меры по обновлению «тоталитарного государства» и под видом «демократической» борьбы с засилием центра и опасностью «коммунистического переворота». Нужно помнить об этом, когда речь идет об оценке результатов тогдашних «референдумов о независимости», вопросы которых многие участники, если не подавлющее большинство, воспринимали в суженной и чисто-коньюнктурной интерпретации.
Краткое содержание:
- Первый референдум (1991) — провозглашение крымской автономии с практически полным набором атрибутов самостоятельного государства. Автономия входит в Союз ССР в качестве отдельного государственного субъекта.
- Украиной (в лице поганого урода Кравчука) обещан русский язык в качестве государственного.
- 5 мая 1992 года Верховный Совет Крыма принимает акт о государственной самостоятельности, который должен быть подтвержден еще одним общекрымским референдумом.
- Тогдашний глава татарского меджлиса, засветившийся намедни скандальными заявлениями, уже тогда был «горячим украинским патриотом» и всячески вставлял палки в колеса, параллельно требуя удивительных преференций для татарских переселенцев. (Первый крымский референдум, по итогам которого была создана автономная республика, татары вроде бы тоже бойкотировали).
- 30.01.1994 г. избран президент Крыма (Ю.Мешков), который обещает приступить к подготовке референдума.
- В марте того же года Киев запрещает проведение референдума. Мешков отказывается выполнять распоряжение. Киев начинает размещение в Крыму частей, укомплектованных выходцами из западных частей Украины.
- Киев отменяет ряд положений исходной конституции Крыма (1992 года)
- 18.03.1995 г. Киев отменяет конституцию Крыма и пост президента. Мешков обращается за помощью к РФ.
- Верховный Совет Крыма в очередной раз назначает общекрымский референдум.
- Украинская генпрокуратура запрещает проведение референдума. Украинский верховный совет ультимативно требует отмены референдума.
- Верховный совет Крыма объявляет мораторий на проведение референдума.
Интересно, что первоначальная формулировка нынешнего референдума совпадала или была очень близка к формулировке этого самого «замороженного» референдума.
Итого:
- Крым изначально по распаду Союза ССР обладал атрибутами государственности.
- Права Крыма были в одностороннем порядке урезаны правительством Украины «по праву сильного»
- Обещания правительства Украины, на основании которых Крым сохранялся в ее составе, не были выполнены.
- Референдум не был отменен, но лишь отложен на неопределенное время, и потому его возобновление вполне допустимо.
- По совокупности перечисленные обстоятельства дают достаточно веские основания говорить о продолжавшейся 20 лет оккупации Крыма Украиной
Небольшое свидетельство о происходившем во время референдума представлено ниже.
Отец говорит, такого впечатления не производили ни одни выборы, включая эйфорические поздних 80-х.
Ощущение праздника, люди поздравляют друг друга.
Наш участок для голосования на западной окраине Симферополя.
Смешно и говорить, но «наши иностранные друзья», наверное, будут сильно удивлены, узнав, что за все эти длиннейшие две недели ни одного вооруженного военного в районе замечено не было.
Зато неожиданно в новости на первой странице Яндекса попал наш районный универсам, о котором в день захвата зданий Верховного Совета и Совмина было сказано, что «охваченные паникой жители раскупили весь хлеб в магазине «Фуршет» на улице 60-летия Октября».
Севастопольским друзьям особый привет, вы там все герои, прямо как в старые времена; никто и не верил, что сейчас такое возможно.
В честь светлого праздника собираюсь открывать заначенную массандровскую бутылку урожаю 1983 года.
Хотя это, конечно, далеко не конец истории, а может быть и вовсе только начало, но дело того стоило.
Насколько оправдались радужные ожидания крымчан? Изменились ли их настроения после присоединения, удовлетворены ли они им или оказались разочарованы? Один из оппозиционных центров опроса общественного мнения исследовал этот вопрос.
Vox populi: сегодняшние настроения крымчан
Очередной опрос, на этот раз Левада центром, с участием американцев и очередные 85% за присоединение (там чуть по-другому сформулировано — в верном ли направлении всё движется).
В статье также излагаются исследования (опросы) проведенные Международным Республиканским Институтом, которые показали, что оценку «страна (Украина) движется в верном направлении» поддержало в Крыму в 2009 — 6%, в 2011 — 11%, 2013 — 24% и это был наивысший результат, так как уже в том же году было показано падение до 22% поддержки. Так что реакция Крымчан — абсолютно предсказуема была и власти, которые этого не учитывали и просто наплевали на неё — получили сполна.
Меня, кроме всего прочего, привлек комментарий к статье. В нём говорилось, что к оценке, которую дали крымскому референдуму, как нелегитимному, в Киеве, людьми которые свергли демократически избранное правительство, нельзя относится иначе как с иронией.