очевидная всем и тем не менее непреодолимая в условиях, когда все хозяйствующие субъекты отбираются на максимизацию краткосрочного выигрыша, а кооперативное движение к долговременному выигрышу невозможно — даже когда второй сильно больше первого, и стремление к первому гарантирует выход за пределы и коллапс.
Как писал «Компас», редкоземельные элементы совершенно необходимы для экранов самых разных электронных устройств, продажи которых дальше будут только расти. И их уже не хватает, особенно с учётом китайской монополии — настолько, что в развитых странах приходится их подсчитывать «по крохоткам» в надежде рециклировать.
Но несмотря на вырисовавшийся выход за пределы, рыночная система наладить нормальный рециклинг не может. Потенциальное сырьё для него, отработанные электронные устройства, разные фирмы, делающие бизнес на мусоре, разными способами, более или менее нелегальными, отправляют в Гану (см.1-2-3), Гуаньчжу в южном Китае и другие места варварской переработки электронного мусора, где большая часть ценных элементов теряется.
Хотя эта «течь» подрубает законную прибыль крупных высокотехнологичных корпораций, перекрыть её невозможно, ибо «дешёвый» вариант избавления от электронного мусора выгоден всем, и им в том числе тоже.
«В конечном счёте» рециклинг этих элементов корпорациям жизненно необходим, чтобы увеличить продажи смартфонов и прочих гаджетов, в каждый отдельный момент им выгодно сэкономить, обойдя местное экологическое законодательство, тем самым лишив себя сырья и будущих прибылей. Иными словами, наибольшую выгоду они получили бы от движения к долговременному выигрышу, но оно невозможно, так как участники рынка отселектированы на максимизацию краткосрочного выигрыша в каждый отдельный момент.