Естествознание - архив

  • Я уже писал, как взаимодействия птенцов в выводке дифференцируют особей по двум жизненным стратегиям и задают два основных полюса индивидуальности у воробьиных птиц. С одной стороны, это живой, быстрый, всем интересующийся, всюду лезущий, с минимумом неофобии, и медленный, эмоционально тупой, на всё реагирующий шаблонно-стереотипным образом, с максимумом неофобии, слаборазвитым  исследовательским поведением - с другой. Понятно, что между этими полюсами есть серия промежуточных типов, но разнообразие индивидуальностей хорошо укладывается в соответствующий градиент.

    Оптимальные сочетания у синиц

    Я уже писал, как взаимодействия птенцов в выводке дифференцируют особей по двум жизненным стратегиям и задают два основных полюса индивидуальности у воробьиных птиц. С одной стороны, это живой, быстрый, всем интересующийся, всюду лезущий, с минимумом неофобии, и медленный, эмоционально тупой, на всё реагирующий шаблонно-стереотипным образом, с максимумом неофобии, слаборазвитым исследовательским поведением - с другой. Понятно, что между этими полюсами есть серия промежуточных типов, но разнообразие индивидуальностей хорошо укладывается в соответствующий градиент.

    Читать...

  • Очень интересны работы Сергея Будаева по индивидуальным различиям поведения рыб [1]. Им показано, что если темперамент характеризуется объективно, то межиндивидуальные различия у рыб описываются в той же самой системе координат, что и у человека, и у других позвоночных. Она включает два стабильных фактора (1) общая активность, исследование и социальная тенденция, а также (2) пугливость, страх и избегание риска, которым находятся гомологи в фактора, определяющих разнообразие темперамента у всех вышестоящих позвоночных, вплоть до человека (скажем, политические убеждения зависят от пугливости).

    Про индивидуальность поведения рыб

    Очень интересны работы Сергея Будаева по индивидуальным различиям поведения рыб [1]. Им показано, что если темперамент характеризуется объективно, то межиндивидуальные различия у рыб описываются в той же самой системе координат, что и у человека, и у других позвоночных. Она включает два стабильных фактора (1) общая активность, исследование и социальная тенденция, а также (2) пугливость, страх и избегание риска, которым находятся гомологи в фактора, определяющих разнообразие темперамента у всех вышестоящих позвоночных, вплоть до человека (скажем, политические убеждения зависят от пугливости).

    Читать...

  • Чем глубже изучаем мы социальность у животных, тем яснее необходимость провести грань между «социальным» и «несоциальным» в их поведении и действиях. Как отличить взаимодействие независимых индивидов (которые в рамках видовых форм социальности дифференцировали свои поведенческие роли, взаимодействуя в определённом сообществе, и дифференцировали настолько, что сообщество кажется «сверхорганизмом») от настоящих колоний с дифференцированными зооидами. Скажем тех, что встречаются у сифонофор?

    Грань социального/несоциального у животных

    Чем глубже изучаем мы социальность у животных, тем яснее необходимость провести грань между «социальным» и «несоциальным» в их поведении и действиях. Как отличить взаимодействие независимых индивидов (которые в рамках видовых форм социальности дифференцировали свои поведенческие роли, взаимодействуя в определённом сообществе, и дифференцировали настолько, что сообщество кажется «сверхорганизмом») от настоящих колоний с дифференцированными зооидами. Скажем тех, что встречаются у сифонофор?

    Читать...

  • Агрессия служит социальным отношениям, она защищает их. Она проявляется всегда, когда связи находятся под угрозой, когда они не развиваются позитивно или отсутствуют. Люди, которые видят угрозу важным для них отношениям, лишённые доверия или исключённые из общества, реагируют на эти обстоятельства проявлением агрессии.

Одно из последних исследований в этой области принадлежит Рагнару Биру из института психологии в Гёттингене. В ходе масштабных исследований ему удалось доказать, что большинство людей, столкнувшихся с серьёзной угрозой их отношениям с партнёром, реагируют на неё проявлением агрессии. О чувстве гнева в этих ситуациях говорили 72% женщин и 49% мужчин, о повышенной раздражительности – 67% женщин и 56% мужчин, о ненависти – 22% женщин и 13% мужчин.

    Об агрессии

    Агрессия служит социальным отношениям, она защищает их. Она проявляется всегда, когда связи находятся под угрозой, когда они не развиваются позитивно или отсутствуют. Люди, которые видят угрозу важным для них отношениям, лишённые доверия или исключённые из общества, реагируют на эти обстоятельства проявлением агрессии. Одно из последних исследований в этой области принадлежит Рагнару Биру из института психологии в Гёттингене. В ходе масштабных исследований ему удалось доказать, что большинство людей, столкнувшихся с серьёзной угрозой их отношениям с партнёром, реагируют на неё проявлением агрессии. О чувстве гнева в этих ситуациях говорили 72% женщин и 49% мужчин, о повышенной раздражительности – 67% женщин и 56% мужчин, о ненависти – 22% женщин и 13% мужчин.

    Читать...

  • Говоря о соотношении биологического и социального, уместно применить аналогию с управлением со стороны организма химическими реакциями, которые идут в живом. Это самые обычные химические реакции, ничего эксклюзивного; но в биосистемах они идут не до состояния равновесия, а субстрат направленно преобразуется в конечный продукт, и реакции в живом идут в более мягких условиях, чем те же процессы в неживой природе. Меньшие нужны температуры, давления, и т.д.

    Биологическое и социальное

    Говоря о соотношении биологического и социального, уместно применить аналогию с управлением со стороны организма химическими реакциями, которые идут в живом. Это самые обычные химические реакции, ничего эксклюзивного; но в биосистемах они идут не до состояния равновесия, а субстрат направленно преобразуется в конечный продукт, и реакции в живом идут в более мягких условиях, чем те же процессы в неживой природе. Меньшие нужны температуры, давления, и т.д.

    Читать...

  • В ЖЖ у разных людей, биологов и небиологов, часто приходится встречать такой ответ на вопрос, почему «белые люди  накопили так много карго и привезли его папуасам, а не наоборот»? (как спрашивал самого Даймонда его друг, папуасский политик Яли). Мол, всякого рода туземцы не проходили отбор на повышенный интеллект, то есть у них уровень IQ не повышался так быстро как у европейцев, которые этот отбор проходили, соответственно они развивались медленно, европейцы – быстро.

    Читая Даймонда: мысленный эксперимент с отбором на повышение IQ

    В ЖЖ у разных людей, биологов и небиологов, часто приходится встречать такой ответ на вопрос, почему «белые люди накопили так много карго и привезли его папуасам, а не наоборот»? (как спрашивал самого Даймонда его друг, папуасский политик Яли). Мол, всякого рода туземцы не проходили отбор на повышенный интеллект, то есть у них уровень IQ не повышался так быстро как у европейцев, которые этот отбор проходили, соответственно они развивались медленно, европейцы – быстро.

    Читать...

  • Сейчас я читаю (в том числе ради изучения украинского языка) замечательную книжку Виталия Грищенко об аистах «Чарiвний свiт бiлого лелеки» («Волшебный мир белого аиста». Чернівці: Золоті литаври, 2005. - 160 с.: іл. - ISBN 966-8029-98-4). Там не только о белом, обо всех аистах: биология разных видов, с наиболее свежими данными последних лет, народные преданья и поверья, связанные с аистами, биотехнические мероприятия, помогающие им прокормиться и загнездиться и т.п. (раздел «Як допомогти лелецi?» и т.д.

    Аисты против капитализма

    Сейчас я читаю (в том числе ради изучения украинского языка) замечательную книжку Виталия Грищенко об аистах «Чарiвний свiт бiлого лелеки» («Волшебный мир белого аиста». Чернівці: Золоті литаври, 2005. - 160 с.: іл. - ISBN 966-8029-98-4). Там не только о белом, обо всех аистах: биология разных видов, с наиболее свежими данными последних лет, народные преданья и поверья, связанные с аистами, биотехнические мероприятия, помогающие им прокормиться и загнездиться и т.п. (раздел «Як допомогти лелецi?» и т.д.

    Читать...

  • Я уже писал, почему  близнецовый метод оценки коэффициента наследуемости (h2) не работает именно для человека (или точнее, даёт систематическую ошибку в сторону переоценки). Но к настоящему времени у генетиков и эволюционистов накопились не меньшие претензии и собственно к коэффициенту наследуемости h2, связанные с т.н. «фантомной наследуемостью». Она состоит в том, что при высоких цифрах h2 для разного рода признаков (таких как болезнь, биохимический синдром, физиологическое состояние или паттерн поведения), оцененных классическими методами статгенетики, изменчивость по конкретным генным локусам, влияние которых на этот признак удаётся выявить в широкомасштабных исследованиях, объясняет лишь меньшую часть этих оценок.

    О «фантомной наследуемости»

    Я уже писал, почему близнецовый метод оценки коэффициента наследуемости (h2) не работает именно для человека (или точнее, даёт систематическую ошибку в сторону переоценки). Но к настоящему времени у генетиков и эволюционистов накопились не меньшие претензии и собственно к коэффициенту наследуемости h2, связанные с т.н. «фантомной наследуемостью». Она состоит в том, что при высоких цифрах h2 для разного рода признаков (таких как болезнь, биохимический синдром, физиологическое состояние или паттерн поведения), оцененных классическими методами статгенетики, изменчивость по конкретным генным локусам, влияние которых на этот признак удаётся выявить в широкомасштабных исследованиях, объясняет лишь меньшую часть этих оценок.

    Читать...

  • Взаимодействия людей в обществе требуют от них оценивать человеческие качества друг друга. Сложность социальной жизни растёт, и помимо очевидных для большинства людей качеств (активность, общительность, альтруизм) от них всё чаще требуется оценивать качества менее очевидные (см. А.Печчеи, 1984), в частности, интеллектуальные способности компаньонов. В сознании большинства людей (см. В.Н.Дружинин, 2002) присутствует такое значимое качество, как общий интеллект (“ум вообще”), хотя нередко он слит в единое целое с творческими способностями (особенно при оценке мужчин) или с навыками общения и социального влияния (особенно при оценке женщин).

    Что ожидать обществу от тестов на интеллект (и чего ждать не стоит)?

    Взаимодействия людей в обществе требуют от них оценивать человеческие качества друг друга. Сложность социальной жизни растёт, и помимо очевидных для большинства людей качеств (активность, общительность, альтруизм) от них всё чаще требуется оценивать качества менее очевидные (см. А.Печчеи, 1984), в частности, интеллектуальные способности компаньонов. В сознании большинства людей (см. В.Н.Дружинин, 2002) присутствует такое значимое качество, как общий интеллект (“ум вообще”), хотя нередко он слит в единое целое с творческими способностями (особенно при оценке мужчин) или с навыками общения и социального влияния (особенно при оценке женщин).

    Читать...

  • Яркий и запоминающийся образ даже на людей, для которых логически мыслить – профессия, влияет сильней, чем разумные, но абстрактные рассуждения. Название нашумевшей книги Р.Херрнстейна и Ч.Муррея “The bell curve” (1994) переводят по-разному – “изгиб колокола”, “колоколообразная кривая”, “кривая колокола”. Но понятно, что в основе его – образ соответствующей кривой распределения по уровню интеллекта – примерно половина людей в популяции имеет нормальный интеллект, поменьше – несколько повышенный или сниженный, процентов 5 – очень низкий и процентов 5 – очень высокий. Замечательно, что уже сам этот образ – не отражение некой фундаментальной сущности, а всего лишь результат выбора, произвольно совершённого ради удобства экспериментаторов. Действительно, ещё Гальтон получал подобные кривые при измерении, скажем роста (хотя есть сомнения в том, что лучше всего их описывает любимое статистиками нормальное, колоколообразное распределение). Но с ростом всё понятно – бери линейку и мерь.

    Генетика и мифология

    Яркий и запоминающийся образ даже на людей, для которых логически мыслить – профессия, влияет сильней, чем разумные, но абстрактные рассуждения. Название нашумевшей книги Р.Херрнстейна и Ч.Муррея “The bell curve” (1994) переводят по-разному – “изгиб колокола”, “колоколообразная кривая”, “кривая колокола”. Но понятно, что в основе его – образ соответствующей кривой распределения по уровню интеллекта – примерно половина людей в популяции имеет нормальный интеллект, поменьше – несколько повышенный или сниженный, процентов 5 – очень низкий и процентов 5 – очень высокий. Замечательно, что уже сам этот образ – не отражение некой фундаментальной сущности, а всего лишь результат выбора, произвольно совершённого ради удобства экспериментаторов. Действительно, ещё Гальтон получал подобные кривые при измерении, скажем роста (хотя есть сомнения в том, что лучше всего их описывает любимое статистиками нормальное, колоколообразное распределение). Но с ростом всё понятно – бери линейку и мерь.

    Читать...

Страница 56 из 57« Первая...102030...5354555657