Ч.2 Неудачные попытки конспироложества
Собственно эти попытки, по следу недавних событий в Норвегии, идут постоянно. Ведь в конце-то — концов сложно уложить у себя в голове простую мысль, что один человек может совершить такое злодеяние. Хотя — разве же в этом есть что-то неожиданное?
Поэтому попытки приписать эти теракты и убийства вначале ливийцам и лично Кодаффи, потом — исламистам, а так же, вспоминая высказывания недавно изгнанного из Норвегии одного из имамов, вполне конкретным лидерам, ну а потом уже и гос.безопасности, за то что она не уследила и проворонила — они продукты обыденного сознания, так и не поднявшегося до уровня мало-мальского рационального размышления об окружающей реальности.
Поэтому я не буду этого всего повторять, даже анализировать толком не буду, пойдем другим путем — попытаемся сформулировать, кем был Брейвик.
Итак, для начала — Брейвик это типичный пример запуганного мелкого буржуа, со всеми характерными для мелкого буржуа комплексами, понятиями, поведенческими шаблонами, социальными шорами наконец.
Что мы о нем знаем, чтобы утверждать такое? А знаем мы о нем не мало, спасибо, говорю серьёзно, журналистам и другим людям, кто раскопал эти подробности.
Во-первых — Брейвик владелец частной собственности, причем не чего-нибудь, а фермерского хозяйства (на суде выяснилось, что он до этого был владельцев небольшой компьютерной фирмы и нажил себе определенный капитал, вел «широкий» образ жизни и в дальнейшем тратил вырученные от продажи фирмы деньги на подготовку терактов). Кроме всего прочего — он был владельцем эко-хозяйства, что практически всегда означает снижение доли прибыли, извлекаемой из эксплуатации сель.-хоз. собственности в силу того, что собственник сам на себя налагает ограничения по применению приёмов и техник промышленного агропользования.
Это, между прочим, должно было достаточно сильно ударить по Брейвику — хозяйство было небольшое, не приносило большой прибыли, а значит узнать на себе, что такое положение мелкого буржуа, который вынужден тяжким трудом поддерживать себя на соответствующем уровне и не скатиться до уровня наемного работника, со всем вытекающим, в плане отношения, к крупным капиталистам, которые в любой момент могли отобрать его мелкую собственность, но на которых он так стремился походить.
Во-вторых — полный набор социальных штампов, характерных именно для мечущийся мелкой буржуазии, которая находится под серьёзным прессом со стороны буржуазии крупной и боится пролетариата. Это — а) социальные шаблоны — обожествление государства, как единственной силы, способной обуздать обоих противников, б) боязнь за чистоту расы и крови, а соответственно — расизм, национальная исключительность, в) использование религиозной риторики и крайний христианский фундаментализм, стремление подменить и подмена классовых идентичностей расовыми, религиозными, региональными, г) откровенный национализм, д) конспирология, иерархичность и стремление к подавлению и угнетению, которое могло быть вынесено ещё и из армии, которую наш герой прошел.
Не менее интересно — каким образом это вообще могло стать реальностью.
Тут необходимо обратиться к истории Норвегии последних 20-ти лет. Для начала вспомним, что к началу 90-х годов Норвегия это «социальное» государство, в котором безраздельно правят социал-демократы. Но кроме всего прочего, чрезвычайно прочные позиции в экономики Норвегии занимают кооперативы. Совместно с государственной собственностью они просто-таки доминируют в экономике страны, для ряда «новых» «левых» и реформистов модель Норвегии — это идеальная возможность декларирования возможности мирного перехода капитализма в социализм, путем последовательных реформ и внедрения кооперативной собственности.
Однако, предупреждения Маркса о том, что в окружении капиталистических общественных отношений, кооперативы будут вырождаться, сбылись полностью. Начиная с 90-х годов в Норвегии происходит приватизация гос. собственности, а кооперативы становятся акционерными обществами, чтобы потом окончательно перейти в руки новых капиталистов (или же массы новых собственников и стать уже де-факто и де-юре капиталистическим предприятием, см.например на TINE).
Этот процесс, который проходил на протяжении 90-х годов привел к тому, что масса кооперативных собственников превратилась в самых настоящих мелких буржуа, либо же в плане своего положения — откатилась на нижние позиции социальной лестницы в обществе, разорившись. Но, кроме всего прочего, не надо забывать, что в условиях капиталистического строя, такой откат, социально-классовой группы, достаточно близко стоящей к позициям мелких собственников (что особенно не только в том, какое место они занимали в общественном производстве, но и демонстрация ими практически всех норма и шаблонов поведения, характерных для мелких буржуа, о которых говорилось вкратце выше), приводит к её маргинализации. Со всеми вытекающими. Это безусловно не значит, что все бывшие кооператоры и работники гос.предприятий стали мелкими буржуа или же стали разделять их социальные шаблоны и установки, но именно после приватизации мы увидим устойчивый рост правых и ультра-правых настроений, а так же игры на почве национализма с их стороны и смещение классовых аспектов в противостоянии внутри общества в сторону национальных.
На фоне этого происходил взрывообразный рост нео-языческих настроений. Достаточно напомнить, что именно в 1992-1994-м годах было сожжено несколько церквей (ряд авторов исследований блэк-металла, например лидер группы Blood Axis Майкл Мойнихан, утверждают что больше) со стороны нео-язычников, которые практически полностью стояли на позициях ультра-правого национализма, нео-языческих представлений и всего сопутствующего в виде расизма, сексизма, анти-мигрантских настроений, отвращения к сексуальным меньшинствам. Вот только один пример из этого — лидер группы Dissection был обвинен в убийстве эмигранта араба-гомосексуалиста (полный набор, что называется), при этом товарищ был параллельно обвинен в нескольких попытках нападений на эммигрантов, нанесении тяжких телесных, пропаганде расизма, неонацизма, а по совместительству сей товарищ состоял ещё и в сатанинском ордене.
Интересно отметить, что имеются явные параллели с Брейвиком, вот только размах оказался ниже и жиже (есть и более явные параллели с Брейвиком — небезызвестный Варг Викернес, лидер группы Burzum, во время своего ареста, в связи с убийством другого блэк-металлиста, на обнаружение у него дома большого количества взрывчатых веществ заявил, что они ему были нужны для совершения теракта в популярном месте собрания левых активистов).
Надо так же отметить, что полиция достаточно быстро взяла под контроль все эти группы, оперативно пересажав многих из них по тюрьмам и фактически серьёзно прикрыв эту лавочку. Однако эти действия не прикрыли саму возможность возрождения такого рода групп и объединений, поскольку материальные условия воспроизводства схожего комплекса отношений никто не трогал, что и продемонстрировал Брейвик (кроме того, часть была выпущена из тюрем, либо же им была предоставлена возможность открыто выражать свои правые взгляды, как тому же Викернесу). Что ещё раз подтверждает, что лечить надо не следствие, а причину. А причина в данном случае только одна — капитализм, а если быть точнее, то в данном конкретном случае (речь идет именно о том, что на мой взгляд спровоцировало резкий рост правой активности в Норвегии) — резкий разворот в его сторону Норвегии, проведение активной компании приватизации, снижение жизненного уровня и маргинализация многих граждан Норвегии.
В общем, как мне кажется, что и без спец.служб и исламистов, у местных правых были все возможности, причины и даже временная преемственность, дабы совершить эти вопиющие случаи жестокости!