В Малайзии продолжаются протесты, которые массово начались после «Black 505» — так были названы выборы, которые прошли 5-го мая 2013 года и в очередной раз закончившиеся «победой», правящей с 1950-х годов, партии.
К некоторому удивлению ряда комментаторов, в протестах 11-го мая участвовали представители наиболее многочисленных общин страны (Малайзия – многонациональная многоконфессиональная страна, что рождает с одной стороны большое количество проблем, а с другой стороны – тот самый партикуляризм, когда партии формируются исходя и из социальной, национальной, географической и конфессиональной принадлежности).
Протесты против результатов выборов прокатились по многим странам региона, на территории которых оказались граждане Малайзии, да и не только: вот, к примеру, протест солидарности в Мельбурне, Австралия.
Размах протестов, в Малайзии, при этом был таков, что даже получил название «Малазийское цунами».
Заполненный стадион в Куала Лумпур
Выступление одного из оппозиционных лидеров
Повод для протестов в регионе довольно стандартный, похожие протесты шли и идут в Камбодже, Юж.Корее, Таиланде. И как у многих стран в регионе – протесты против результатов выборов есть протесты против того, что происходит в этих странах: обнищание население в противовес увеличения доходов и состояний «лучших людей» государства, а то и «самого государства», клиентелизм и коррупция, зависимость от ТНК, дискриминация и урезания прав и свобод.
Поэтому, как и в других, вышеперечисленных странах региона, протесты имеют тенденцию к сливанию в единый поток, который, естественно в зависимости от состояния общества, его поляризации и наличия сил, которые могли бы бросить вызов правящей верхушки – сотрясает его, общество, более или же менее серьёзно, вовлекая в противостояние широкие слои трудящихся, средних слоёв и даже часть буржуазии.
К примеру, прямо под Новый Год, студенты из коалиции Turun (Reduce Cost of Living Movement (Gerakan Turun Kos Sara Hidup)) провели многочисленные протесты, направленные против очередного «экономического закручивания гаек».
Последнее было сюрпризом, видимо ожидаемым, со стороны правительства, направленным на «рационализацию получения адресной помощи тем группам, что в этом нуждаются», а не тем «кто этим может воспользоваться, не имея на то прав». Не правда ли – довольно знакомая риторика?
Ясное дело, что правительство заявило, что оно крайне озабочено положением дел у тех, кто беден и у кого слишком малые доходы – короче, «всё делается на пользу людей». И, конечно же – были найдены «козлы отпущения», которых тут же предупредили ни в коем случае не повышать цены.
В то же самое время правительство, кроме урезания субсидий на сахар и горючее, будет повышать на тарифы на электроэнергию, сахар, тоже топливо, налоги на собственность, цены на общественный транспорт, электрички и проезд по ж/д.
Что ещё более знаково, так это то, что власти постоянно утверждают о «ничтожной поддержке оппозиции» (в определенной степени это так), попеременно чиновники соревнуются в популистской риторике, с одновременным завинчиванием гаек у прессы и усилением цензуры. Так что ничего удивительного, что начали протестовать и журналисты.
Протест малазийских журналистов против цензуры: “Red Pencil”
В общем: страны пусть и разные, но проблемы у них похожи до зубовной дрожи, и выход-то – выход тоже один. Что до России – то не увидеть схожие проблемы не возможно, равно как и реакцию общества на него, равно как и конфигурацию того, что складывалось, по сути, годом, полтора, раньше. Другое дело, что в отличие от нас – там другие общества, с другим опытом, в частности и борьбы за свои права. Так что – пожелаем им удачи и будем учиться на их ошибках, чтобы хоть в будущем не повторять их.