Дорогие товарищи! Прежде всего, я хочу подчеркнуть, что борьба за права рабочих (в рамках профсоюзов) возможна только при определенных условиях. Необходимо хотя бы минимальное соблюдение законности, наличие хотя бы минимума демократии. В сегодняшней Украине эти требования не соблюдены, к сожалению.
Чтобы понять текущую политическую обстановку и положение в рабочем движении на Украине, необходимо обратиться к истории вопроса.
Развал СССР запустил процесс формирования двух основных капиталистических классов (пролетариата и буржуазии), а также промежуточных классов и слоёв. Этот процесс сопровождался ужасающим падением уровня производства и невероятным по масштабу разрушением средств производства. Также необходимо помнить, что профсоюзы, доставшиеся от Советского Союза, были не действительными объединениями рабочих, призванными бороться за их права, а являлись (и являются по сегодняшний день) лишь одним из инструментов контроля за рабочими. Еще одной важной стороной дела, влияющей на рабочее движение, является демографический фактор. Многие заводы и фабрики выживают в новом обществе лишь благодаря экстремально низкой заработной плате, возможной лишь благодаря тому, что основная масса рабочих является пенсионерами и может выживать благодаря пенсии, получаемой вдобавок к зарплате.
Обнищание рабочих масс шло быстрее и зашло дальше в сельских районах. Для понимания дальнейших процессов следует иметь в виду, что городское население по преимуществу русско-говорящее, в особенности на востоке и юге страны, в частях, которые всегда были индустриальными, в противоположность аграрному западу. В то же время, украинский — преимущественно язык деревни.
На самом деле, процесс формирования классов на Украине еще не окончен, и это обстоятельство находит своё отражение также и в политике. В украинской политике нет политических партий в традиционном смысле: то, что ими называют, — это, скорее, околополитические шайки, которые не представляют никаких общественных классов в политике.
В качестве примера можно назвать такие «партии», как «БЮТ» (блок Юлии Тимошенко), или «Удар» (лидер Виталий Кличко) и т.д. и т.п.
Таким образом, не может вызывать удивления тот факт, что украинская политика — ни что иное, как битва между шайками политических проходимцев за государственную власть, которая даёт возможность невозбранно заниматься грабежом. Конечно, эти шайки пытаются заручится поддержкой части Украинского народа. И, поскольку всем им нечего предложить в качестве реальных достижений за почти четверть века, они находят свою опору в национализме.
И им это удаётся! Националистическая риторика стала обыденной для огромного числа партий и движений. Более того, эти партии нашли существенную поддержку, в особенности на западе. Резюмируя: бедность, повальная коррупция, деморализация рабочего класса, слабость экономики и, в то же время, рост национализма без какого-либо серьёзного противодействия.
Теперь мы подходим к так называемому «майдану». Для начала напомню, что первый «Майдан», или так называемая «Оранжевая революция», произошла на Украине в 2004-ом году. Тогда массовые манифестации в поддержку Виктора Ющенко вынудили Виктора Януковича провести анти-конституционный третий тур президентских выборов, в результате которых было объявлено о победе Ющенко. Широкая поддержка Ющенко со стороны мелкой и средней буржуазии объясняется его демагогическими заявлениями против коррупции и вседозволенности со стороны крупной буржуазии, тесно связанной с бюрократией. Хотелось бы также напомнить, что на следующих выборах Ющенко получил менее 5% голосов, что позволило Виктору Януковичу снова стать президентом Украины. ЕС и США провозгласили эти выборы самыми чистыми и прозрачными в истории Украины.
Во всей этой истории нас интересует, прежде всего, отношение рабочего класса Украины. Большинство индустриальных рабочих (в противовес сельским) пассивно (только своими голосами на выборах) поддержало Януковича во время всех этих событий. Вдумайтесь только, Януковича — представителя их злейших врагов: владельцев заводов и фабрик, на которых они работали, часто в ужасающих условиях и без минимальной защиты своих прав! (Поддержка индустриальных рабочих ясна из сравнения результатов выборов со степенью индустриализации регионов). Возникает вопрос: почему рабочие так поступали? Короткий ответ: потому что они предвидели опасность националистической риторики Ющенко. Грубо говоря, их выбор сводился к выбору между «плохим» и «еще более плохим».
После такого «оглушительного успеха» в 2004 году так называемая оппозиция, управлявшая страной во время «Оранжевого» периода, рассудила: почему бы нам не применить тот же трюк снова? И они пытались возбуждать новый «Майдан» снова и снова, используя в качестве повода любое подвернувшееся под руку событие, начиная с 2010-го года, когда Янукович только стал президентом, и вплоть до начала 2014-го, когда им это, в конце концов, удалось.
Несомненным является тот факт, что правительство было сброшено при помощи правого путча, так называемого «Евромайдана». Вопреки распространенной «анти-олигархической» риторике, «майдан» с самого начала контролировался определенными группами крупной буржуазии вместе с их «друзьями» из США и ЕС. Во время этих событий само понятие законности было попросту выброшено на помойку! Вдобавок, неонацистские организации использовались для организации беспорядков в крупных городах. Кульминацией сего действа послужила провокация, в ходе которой «неизвестными снайперами» было убито около восьмидесяти человек. Очевидным результатом деморализации милиции за время четырехмесячного «Евромайдана», вдобавок к недееспособности еще до того армии, явилось то, что единственными вооруженными силами, которые путчисты смогли бы привлечь на свою сторону, стали различные неонацистские группировки, которые уже были на тот момент весьма полезны во время самого путча. Посему на их основе была создана так называемая «Национальная Гвардия».
Подавляющее большинство рабочих с самого начала относилось довольно скептически к этой «псевдореволюции». В то же время они также не поддержали активно «правительство Януковича». И только когда правительство и президент были незаконно, да еще и вопреки всем предыдущим соглашениям, скинуто, и национал-шовинистические силы сформировали так называемое временное правительство, только тогда рабочий класс Украины поддержал разнообразные антифашистские объединения и вышел на мирные демонстрации на улицы и площади страны. За это они (рабочие) были немедленно названы «сепаратистами-террористами», «проплаченными путинскими агентами», «бандитами», «титушками». В то же время неонацисты организовали побоища на западе Украины. Преследование неугодных, в особенности из левых организаций, стало там «нормой».
Несмотря на то, что в СМИ конфликт описывается в основном как этнический (про-русские против про-ЕС, про-украинских), в своей основе он не является таковым! Он неизбежно принял такие формы из-за русофобской, националистической риторики со стороны квази-правительства и соответствующей реакции со стороны «Антимайдана». Тем не менее, сейчас становится все более ясно, что основа всего движения — социальная. Двадцатого мая богатейший человек Украины, владелец множества предприятий тяжелой промышленности Донбаса— Ринат Ахметов — поддержал хунту. ДНР отреагировала на это заявлениями о национализации принадлежащих ему заводов и шахт. Это показывает настоящий масштаб событий и те глубокие силы, которые вовлечены в конфликт.
Несмотря на поддержку ДНР и ЛНР подавляющим большинством рабочих восточной Украины, а эта поддержка была подтверждена в результате референдума о независимости этих республик, некоторые предатели из верхушки украинских профорганизаций, такие как Михаил Волынец — глава конфедерации свободных профсоюзов Украины, член так называемого «совета майдана» — оправдывают право-националистический переворот. То, что требуется украинским рабочим сейчас, — это солидарность и поддержка со стороны рабочих других стран! И, это прямая обязанность международных рабочих организаций — призвать все профсоюзы, рабочие объединения США и ЕС потребовать от их правительств прекратить всякую поддержку незаконного, фашистского псевдоправительства в Киеве.