В первые дни июня 2014 специальная группа министерства труда Сербии, отвечавшая за подготовку закона о внесении изменений и дополнений в закон о труде (ЗОР, ЗОТ), направила в Народну Скупштину согласованный с буржуазным «левым» министром Вулиным вариант законопроекта. Группа, с участием крупных профбоссов и представителей объединений работодателей, обсасывала проект восемь месяцев; деятели от предпринимательских структур пафосно называют в медиа получившийся результат «олицетворением европейского трудового законодательства». Министр, гордясь собой, заявил, что «новый закон, чтобы там ни заявляли его критики, не принимающие стоящих перед нашей страной задач стать ближе к европейским ценностям, совсем не антирабочий», напомнил, что «сам за социализм» и уверил: «никакого конфликта с лидерами профсоюзов так и не возникло, дискуссии велись лишь по поводу десятка из двухсот статей проекта», и вообще, по словам Вулина, предлагаемый закон-де «одновременно защитит интересы и работодателей, и работников». Лоббисты и парламентарии от правых и «левых» обещают «принять его побыстрее, до конца июня».
А вот профсоюзные активисты среднего и низшего звена активно указывают на ухудшающие права рабочих статьи, подчёркивая, что принятие, фактически, нового, худого ЗОТ — часть общего правительственного курса на осуществление по указке МВФ и ЕС мер жёсткой экономии.
К примеру, длительность испытательного срока в правительственном законопроекте уже превышает полгода, аванс сокращается до 15%, а благодаря вносимым в ЗОТ уловкам, касающимся изменения места работы, работодатели «смогут снизить зарплаты 70%, а то и 90% сербских работников — это при том, что в последние месяцы заработная плата до половины работников, и в государственном, и в частном секторах, и без того снизилась на 10-15%».
Уменьшается в полтора раза размер единоразовой выплаты при выходе на пенсию, значительно сокращаются и размеры различных выходных пособий и компенсаций. Предполагается отменить автоматическое распространение заключенного с профсоюзом колдоговора на всех работников предприятия — нет, они будут касаться только членов соответствующего профсоюза, и точка.
Также новый законопроект содержит норму об уменьшении на два дня полагающегося пятидневного социального оплачиваемого отпуска в случае заключения брака, смерти близкого родственника или рождения ребёнка. При этом даже укороченный отрезок времени объединения работодателей назвали «слишком значительными тратами», «отпугивающими иностранных инвесторов»; они открыто требуют отмены оплаты командировочных, бесплатных развозок персонала и обеденного перерыва.
Новисадский товарищ М. из Воеводинской организации Рабочей партии (ПР, РП) так оценил 4 июня 2014 очередной реакционный законотворческий зуд властей:
«Предлагаемые режимом законодательные ухудшения — новые, ещё большие унижения для рабочего класса. Посредством очередных ограничительных законов социальных прав усиливается общая сербская тенденция отрицания также и политических прав трудящихся — в условиях, когда уровень эксплуатации и угнетения в Сербии постоянно растёт. Старания революционных пролетарских активистов создать подлинно независимые от любых фракций капиталистов рабочие профсоюзы, классово независимые рабочие организации старательно душатся капиталистами, их режимом и его спецслужбами. Не менее старательно насаждаются управляемые имущей элитой многочисленные прорежимные лже-профсоюзы, контролируемые агентурой спецслужб или империалистическими фондами псевдореволюционные организации. Всё это приводит к ещё большей дезориентации среди рабочего класса. Во время вспыхивающих протестов рабочих усиленно стараются оттереть от радикальных требований и мер борьбы, от курса на изменение социального строя; сторонников революционного пролетарского пути сдают спецслужбам как «экстремистов». Инициативу же в таких тепличных для себя условиях захватывают ориентирующиеся на классовый сговор, на беззубые переговоры по самым минимальным требованиям деятели из числа профбоссов или оплачиваемых капиталистами «неправительственных общественников». Которые убеждающие работяг терпеливо молчать, или, как максимум, жалостливо умолять отдать хоть немного из не выплачиваемой месяцами зарплаты, послушно удовлетворяясь убогими крохами со стола правящего класса».
Источник Rikki-vojvoda