Не поддаваться на провокации

При отсутствии таких нетривиальных внешних условий, как грядущая вторая мировая, надёжнее ни с кем не соревноваться, развивая необходимые направления в...

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

Неудачная АМС "Фобос", 1989 г.

Неудачная АМС «Фобос», 1989 г.

Потратил некоторое время, чтобы ознакомиться с огромной «простыней», рассказывающей про успехи и неудачи отечественной марсианской миссии

http://sovams.narod.ru/PUB/brief_history_of_mars_exploration_by_the_soviet_ams.pdf

Посвящённый "Фобосу" почтовый блок

Посвящённый «Фобосу» почтовый блок

Сильно устав от технических подробностей, я всё же добрался до интересных выводов, часть из которых копирую ниже:

Можно отметить, что порочной является система массированных запусков новых аппаратов со сложными задачами. Она явно приносит не меньше бед и огорчений, чем (также порочная) практика одиночных бессистемных пусков. Если возможность обкатать аппарат на простых целях отсутствует, желательно наиболее полно использовать всюду, где возможно, опробованные типовые узлы, не совмещая без крайней необходимости два рода трудностей. Практика ОКБ им. Лавочкина было в этом смысле противоположной: межпланетные станции брались за основу для астрономических спутников (Астрон, Гамма, Гранат), разгонных блоков (Фрегат) и, возможно, спутников ДЗЗ (Аркон).

Общее ощущение, возникающее при более близком знакомстве с событиями марсианской программы, состоит в том, что чуть ли не основной ее проблемой было то, что исполнители раз за разом не попадали в такт с двухлетними интервалами между стартовыми окнами, хотя прекрасно умели подстроиться под более короткие интервалы между запусками к Венере. В случае же Марса довольно типичной была картина отсутствия полной готовности станций к первому стартовому окну (перенос запуска или проблемный запуск) и действительного или мнимого устаревания к следующему (что влекло закрытие программы или ее пересмотр).

Большие проблемы в то время вызывала разработка станций под толком еще не разработанные носители. Прекращение неотработавших, но «морально устаревших» частей программы вело к тому, что на следующих этапах программы ставки увеличивались ва-банк. Так, за прекращением работ с легкими пролетными станциями 3М последовала разработка рассчитанных на «Протон» тяжелых станций 4М, а не разработка на базе 3М легкого орбитального аппарата (как это было сделано в США). Апофеозом этой системы была продолжавшаяся несколько лет и доведенная как минимум до изготовления макетов разработка станций 5М под носитель Н-1 для доставки грунта с Марса. Каждый следующий этап должен был как бы с лихвой покрыть все предшествующие неудачи. В настоящее время последние замечания имеют в основном исторический интерес, так как утратили свое значение причины, приводившие к такому положению дел.

Я интерпретирую сказанное в том ключе, что желание «переплюнуть» приводило к постановке весьма амбициозных задач, на аккуратное решение которых не оставалось времени до следующего «окна». В случае венерианских пусков промежуток между «окнами» был ниже, и задача своей сенсационности не теряла, что позволяло без надрыва запускать аппараты в следующий раз. В случае Марса на «следующий раз» ставились ещё более серьезные задачи. С тем же результатом.

Если такая трактовка верна (повторюсь, я усвоил малую часть написанного в силу специфичности текста и отсутствия у меня бэкграунда, который позволил бы критически оценивать написанное), то с Марсом нас подвела именно тяга «переплюнуть».

Стремление делать всё «быстрее, выше, сильнее» оправдано как внеэкономический стимул, а в особенности в условиях подготовки к маячащей на носу войне. Плюс, конечно, остается цель агитации делом за самый прогрессивный строй. Агитировать ведь можно и вглубь, и в ширь. И если в ширь (без перекосов и отстающих областей) не получается, то отдельные прорывы (в СССР создан самый… в мире …) могут до некоторой степени исправить ситуацию.

Плакат «Догнать и перегнать», 1926 г.

Плакат «Догнать и перегнать», 1926 г.

Однако пример китайцев показывает, что при отсутствии таких нетривиальных внешних условий, как грядущая вторая мировая, надёжнее ни с кем не соревноваться, развивая необходимые направления в соответствии с их внутренней логикой.

Из публикаций в китайской прессе я делаю вывод, что китайские дипломаты ни от чего не отбиваются так яростно, как от попыток других стран втянуть их в какое-нибудь престижное соревнование. И правильно делают.

Источник vas_s_al

Об авторе wolf_kitses