Print PDF
Кристо Аргириди
С индейцами США есть та проблема, что им вроде бы все сочувствуют, а вот что с ними происходит, об этом информация либо редко доходит до России, либо в каком-то странном и несколько перевранном виде. Классикой можно считать информацию о том, что в ряде южных резерваций (штаты пограничные с Мексикой) были разрешены азартные игры. Конечно же, в случае, если до резерваций можно удобно проехать, там развиты инфраструктура, это принесет доход, в ряде случаев — довольно высокий. Проблема в том, что резерваций много, далеко не все они находятся на Юге.
Более того, земля отводившаяся под резервацию, чаще всего лежит вдалеке от источников потенциально большого дохода, а уж про развитую инфраструктуру можно просто забыть.
Проблемы индейцев шерифа, как известно не волнуют. Зато земля, которую индейцы занимают — да. Это шерифа волнует. И если раньше этнические чистки служили цели введению земли в сельскохозяйственный оборот, то уже в 20 веке ситуация несколько поменялась: земли резерваций теперь нужны для их активного промышленного освоения, в первую очередь горнорудной и лесной промышленностью, а кроме того, в ряде случаев, они служат цели улучшения транспортной инфраструктуры.
Последний такой инцидент известен — строительство трубопровода Dakota Access.
Строительство сопровождалось рядом инцидентов, включая нападение на протестующих с собаками (некоторые говорили о травле собаками), избиениях, запугиваниях — в общем полный арсенал средств капиталистического застройщика. Тем не менее, почти полтора месяца противостояния формально закончился в пользу индейцев: застройщика обязали проложить другой маршрут.
Маршрут трубопровода
За всей этой победой лежит на самом деле весьма
показательная реальность. Для начала стоит упомянуть, что проект сооружения трубопровода DAPL родился не с кандачка. Правительства четырёх штатов — Северной и Южной Дакот, Айовы и Иллинойса, были кровно заинтересованы в прокладывании трубопровода. Это сулило увеличение рабочих мест (подачка избирателям и профсоюзам), увеличение налоговых поступлений, но самое главное — это увеличение субсидий со стороны лоббистских групп, связанных с нефтяными, горнорудными и строительными компаниями.
Именно поэтому, остановка строительства трубопровода стоимостью 3,8 млрд.$, доставляющего нефть из мест добычи Bakken и Three Forks (Северная Дакота) до перерабатывающих заводов в Патоке, Иллинойс, вызвал такую нервную реакцию на самом верху. На подавление беспорядков губернатор штата Северная Дакота отрядил несколько сот НацГвардейцев. Такие массовые «командировки» гвардейцев бывают в случае больших беспорядков. Ярким примером может служить Фергюссон в 2014 году. Впрочем, кое-что общее у афроамериканцев и индейцев США есть — отношение убитых полицией к доле в составе населения вообще и у тех и у других примерно одинакова. Индейцев даже убивают больше. Правда, в отличие от цветных, эти убийства практически не попадают в поле зрения крупных СМИ.
Попадание DAPL в поле зрения СМИ, приезд на место стройки Джил Стайн, кандидата от Зеленых, последующее решение суда о запрете стройке в намеченном проектом месте, по большей степени объясняется влиянием выборов и предвыборной шумихой. Для одних это повод обвинить демократические власти в том, что они готовы ради прибыли угробить жизни ни в чем неповинных людей, для других — рассуждать на тему того, как чутки власти к требованиям мирных протестантов. Вон, даже Инженерный корпус армии США отозвал заявку на прокладку трубопровода, что автоматически привело суд к тому, что маршрут был пересмотрен. Демократия победила, ура.
За фасадом остались: финансовый капитал, подкупивший правительства штатов, правительства штатов, готовые ради финансового капитала и отчислений в свой избирательный фонд, сделать всё для удовлетворения его требований. Ну и формальность победы, конечно же. Поскольку сами же индейцы считают, что при случае застройщик все равно проложит трубу там, где ему надо.
Впрочем, это событие, после месяца шумихи, всё-таки оказалось на первых полосах СМИ. Другим повезло больше, они прошли тихо и незаметно от всех остальных.
Три года конгрессмены-республиканцы от штата Юта, Роб Бишоп и Джейсон Чефитц, готовили проект закона, который должен был совместить преимущества «сохранения земли нетронутыми и экономическое развитие».
Общественная земельная инициатива штата Юта на самом деле предполагает крупнейший за последние 100 лет отъём земель у местных индейцев.
Закон US HB5780 уже внесен в Конгресс и, как считают многие, пройдёт там без сучка и задоринки.
Земли федерального правительства
Если присмотреться к карте, становится понятно, что в штате Юта слишком много земель находится под юрисдикцией федерального правительства. Это неправильно, хором подумали конгрессмены-республиканцы и решили улучшить эту ситуацию. Весь вопрос, в чью пользу? По счастью, это не секрет. Бишоп является одним из основных получателей средств от лоббистских фирм, тесно связанных с нефтедобывающей отраслью. Не известно насколько Бишоп является представителем населения штата Юта, зато известно, что за несколько сот тысяч долларов он готов представлять интересы нефтяных компаний.
Как видно, крупнейшими донорами честного политика являются: энергокомпании и финансовый сектор.
Согласно проекту закона, изъятию под «экономическое развитие» подвергнется несколько
миллионов акров земли в штате, 25% которой приходятся на земли индейских резерваций. Не смотря на то, что всего у индейцев отнимут несколько сот тысяч акров, они боятся уже не столько этого, сколько создания опасного прецедента, когда их земли будут активно переводится в собственность штата, а потом сдаваться в аренду нефтегазодобывающим, горнорудным, строительным компаниям.
Оставшиеся индейские резервации в США. В штате Юта они расположены на востоке.
Индейцы сейчас апеллируют к тому, что те земли, что по проекту будут переданы штату, представляют безусловную культурную и религиозную ценность (на этой территории были найдены захоронения и культурные слои древностью до 11 тыс.лет) Более того, они даже добились того, чтобы их пригласили к обсуждению проекта закона. Однако, в силу того, что ни одно из их предложений не было принято, а их позиция была просто проигнорирована, индейцы (навахо, хопи, юты, зуни) вышли из переговорного процесса.
До конца года осталось не так уже и много и скоро можно будет узнать, когда и как финансовый капитал руками американского правительства начнет очередное «окончательное решение» индейского вопроса.
Источник